Запись на консультацию по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Вестник » Актуально » Нужно соработничество священника и врача
Нужно соработничество священника и врача

Нужно соработничество священника и врача

Вестник, Актуально, 2012
Нужно ли священнику отличать духовный недуг от психического расстройства? Может ли духовник запретить лечиться таблетками? Следует ли обращаться за помощью к неверующему психиатру? Такие темы, как психические заболевания, причины их возникновения и методы лечения, вызывают много вопросов в обществе в целом, и православной среде, в частности. Эта непростая тема окутана множеством мифов и стереотипов, развенчанием которых неустанно, вот уже почти четверть века занимается православный врач-психиатр Дмитрий Александрович Авдеев.

– Дмитрий Александрович, как Вы считаете, насколько важно священнику знать основы психиатрии, необходимо ли современному батюшке отличать духовные недуги от душевных (психических) расстройств?

– Отвечая на этот вопрос можно долго рассуждать насколько это важно и нужно, приводить много аргументов «за» и так далее. Мне хочется привести простой пример из своей практики, который даст исчерпывающий ответ на Ваш вопрос. Не так давно мне позвонила женщина и рассказала: «На днях к нам пришел батюшка из храма, чтобы освятить нашу квартиру. Я дома была с ребенком. Батюшка помолился, освятил жилище. А потом отвел меня в сторонку и сказал, что у моего ребенка, возможно, есть проблемы со здоровьем и посоветовал обратиться к Вам за консультацией. Батюшка сказал, что читал Ваши книги и слушал лекции. Я, кончено, и сама замечала, что у моего ребенка с психикой что-то неладное, но не решалась сама себе в этом признаться». Эта женщина пришла на консультацию вместе с ребенком. И священник и мама оказались правы. Поставив предварительный диагноз ребенку, я направил его лечиться в стационар. Родители в таких случаях очень переживают, боятся лечения, последствий. Я успокоил маму, дал практические  советы. Через пару месяцев эта женщина позвонила снова, сказала, что ребенка полечили, ему стало гораздо лучше, теперь он будет наблюдаться у врача. «Спасибо вам доктор и спасибо батюшке» - закончила она разговор. Посмотрите, насколько это важно. И таких случаев  много, когда священник первым замечает недуг и тактично советует человеку обратиться за помощью к врачу.

– Вот уж поистине соработничество священника и врача! Значит, прошли те времена, когда на исповеди батюшка ругает больного депрессией за уныние и велит усилить пост и молитву?

– К сожалению, по поводу уныния и депрессии вопросы еще остались. Несколько дней назад у меня была на консультации женщина из Красноярска. Сибирский город, большой, промышленный. Расстояние между Красноярском и столицей достаточно велико. И по сегодняшним ценам, приезд в Москву для жительницы Красноярска  дорогостоящее мероприятие, тем более, как выяснилось, зарплата у нее невысокая. Как же она оказалась в Москве в моем кабинете? Женщина рассказала, что долгое время страдает унынием, апатией. Она часто рассказывала батюшке о таком своем состоянии и после очередной исповеди ей посоветовали поехать на «отчитку» в Троице-Сергиеву Лавру. Да, конечно, можно было предположить, что ее уныние вызвано бесовской атакой. Но никто из ее окружения даже не подумал о том, что она может быть больна. И вот женщина, преодолев тысячи километров, приехала в Лавру, жила там в гостинице и посещала Чин изгнания злых духов. Она приехала туда с надеждой на улучшение состояния, но лучше ей не стало. И она в совершеннейшем отчаянии приехала ко мне на консультацию. Часовая беседа, клиническое наблюдение за ней привели меня к однозначному выводу у нее –  эндогенная депрессия. То есть, заболевание, которое возникает на физиологическом уровне и мало зависит от духовного состояния. Я назначил ей лечение. И сейчас оно уже начало давать свои положительные результаты.

По поводу «отчиток» хотелось бы сказать особо. Я не священник, и не дерзаю ставить духовные диагнозы, однако, хотел бы обратиться к нашим  батюшкам: уныние может быть следствием психической болезни. Задайте себе вопрос – у человека духовный недуг или все же болезнь? Ведь болезнь может выражаться по-разному – в форме бреда, маниакальных состояний, навязчивости, уныния, страхов, потери памяти, а так же слабостью, упадком сил, апатией, быстрой утомляемостью. Не всегда такое самочувствие может определяться только духовными причинами!

–  Наверное, неспециалисту все же непросто отличить одно от другого. Можете посоветовать, как же отличить, например, депрессию от уныния?

– Вспомним соответствующий раздел Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. В нем нет параграфа, посвященного глазным болезням, нет главы о терапии или хирургии, но есть отельный параграф о психиатрии и наркологии. И это не случайно. Потому что у Церкви есть свое мнение о причинах психических заболеваний. Таких причин выделяется три: одна – биологическая, еще преподобный Иоанн Лествичник говорил, что такие болезни могут возникать «от естества». А две другие причины духовного порядка:  греховные страсти и демоны, находящие себе «приют» в недрах каждой страсти.

Есть тонкая грань между унынием и депрессией. Ее важно различать. В одном случае – это порабощение души греховными страстями (уныния и печали), в другом случае – недуг, который надо врачевать методами современной медицины (депрессия). Молиться, обращаться к Господу за помощью надо в обоих случаях. Но во втором случае уместна еще будет и помощь врача. И чтобы суметь отличить одно от другого – нужно заинтересоваться этой темой, что-то почитать. В помощь верующим людям и священникам я даже книгу написал «Уныние и депрессия: сходства, различия, врачевание». Различать это важно и нужно, ведь в одном случае нужно найти грех и пытаться духовными средствами его уврачевать, а в другом случае – это болезнь, лечить которую нужно также и медикаментами. Главное, что здесь нет никакого противопоставления, а напротив, должно быть как два крыла у птицы, синергия, соработничество врача и священника.

На практике это может выглядеть примерно так. Представьте себе поток исповедников. Усталый батюшка стоит у аналоя. К нему подходит девушка с грустными глазами, долу опущенными, кается в постоянном унынии, в том, что не хочется жить, возникают мысли, не свести ли счеты с жизнью. И вот тут у священника срабатывает, говоря языком медицины, дифференциальная диагностика: а не болезнь ли это? А не указать ли этой девушке на то, что она может иметь психический недуг? Особенно актуально это сейчас, в весеннее время, когда депрессия имеет тенденцию обостряться.

– Многие православные люди имеют духовников. Не сталкиваетесь ли Вы с тем, что некоторые духовники не благославляют своим чадам пить таблетки. А человек может быть болен и лечение ему необходимо?

– К великому сожалению сталкиваюсь. Довольно часто батюшки не благославляют лечиться, родственники заболевшего человека не соглашаются его лечить. На вопрос «почему?» - и те, и другие отвечают одинаково: «его залечут».

В обществе сложились очень уж устойчивые  негативные стереотипы о врачах-психиатрах, о психотропных препаратах. Существует мнение, что таблетки обязательно дезорганизуют личность, сделают из человека «овощ», как говорят многие противники медикаментозного лечения. Но в этом –  элементарное незнание сути действия лечебных препаратов.  Действительно,  положительный эффект многих лекарств в психиатрии наступает через охранительное торможение нервной системы. В этом состоит особенность лечения психического расстройства.

Чтобы было понятнее, я приведу такую аналогию: «предположим, мы госпитализировали своего родственника в хирургию с аппендицитом. А на операции ему, естественно, вскрыли живот. А кто-то может сказать: Представляете? А они живот разрезали!». Но ведь всем, даже не врачам понятно – чтобы провести операцию по удалению аппендикса, необходимо сделать разрез на животе. Помочь как-то иначе – не получится. То же самое и с препаратами, которые мы назначаем – лечение невозможно без охранительного торможения. Хотя наука не стоит на месте и в этом направлении сделано многое. Сейчас появляются новые лекарства, которые не оказывают угнетающего действия на психику. Но в любом случае, больному человеку нужно лечиться, потому что своевременно начатое и квалифицированное лечение – это хорошая реабилитация, хорошая ремиссия, а иногда и полное выздоровление.

Что же касается советов некоторых духовников, то не благословлять лечение психических расстройств – ошибка. Понятно, что  многие воцерковленные люди советуются с духовниками по всем жизненно важным вопросам. И душевное здоровье – одна из таких тем, тем более, что с каждым годом число психических заболеваний многократно возрастает. Поэтому я мои православные коллеги стараемся донести до священнослужителей основы пастырской психиатрии. И в России и за рубежом я выступал и выступаю на пастырских семинарах, в богословских учебных заведениях, пишу статьи и книги на эту тему. Современному батюшке важно разбираться в этих вопросах, тем более, что многие психические расстройства не нуждаются в клиническом, медикаментозном лечении, а вызваны греховными недугами, страстями, поработившими душу человека. Например, сейчас нашу страну захватила буквально волна суицидов, к великому сожалению, детских. А ведь известно, что суицид – проблема не больных людей, а здоровых. И в этом случае заниматься экспансией психиатрии недопустимо. Часто причины самоубийств в непонимании того, зачем живет человек, в бездуховности, иногда откровенной греховности жизни. И главным «лечением» этого недуга будет проповедь Православия, воцерковление, воспитание детей в духе христианского вероучения. Таких расстройств, где греховные страсти доминируют, играют одну из первостепенных ролей – очень много, примерно 80 процентов от общего числа психических заболеваний. Но помня о них, нужно не забывать и о других 20-ти процентах.

– Дмитрий Александрович не секрет, что многие люди боятся психиатров. А верующие люди, к тому же хотят лечиться у верующего врача. Но специалистов, исповедующих православие, встретишь нечасто. Можно ли лечиться у неверующего врача?

– Во-первых, врачей-психиатров бояться не стоит. Конечно, лучше бы лечиться у верующего профессионала-врача. Но, давайте разделим некоторые вещи. Есть психиатрия, психотерапия и психология. Если говорить о помощи врача-психиатра, то эта помощь не предполагает душепопечения. В большей степени, это помощь профессионала-клинициста, направленная на диагностику психических нарушений и их устранение с помощью методов биологической терапии, медикаментов. То есть помощь врача-клинициста не помощь душепопечителя, чего не могу сказать о психотерапии и психологии. Поэтому при определенных ситуациях обратиться за помощью к психиатру, который не является церковным человеком – вполне возможно. Но помощь его должна быть строго профессиональной. Сегодня законодательно запрещено врачу-психиатру каким-то образом влиять на религиозные чувства человека, унижать религиозное достоинство. Если врач начнет что-то высмеивать, говорить, например: снимите крестик – знайте, что это просто недопустимо. Есть закон, который защищает права психически больного человека, согласно которому даже в больницу, если это необходимо можно пригласить батюшку.

А в психотерапии и психологии – нужно быть очень внимательными. Здесь речь идет о душепопечении, и тут не все равно, какими методами и способами будет помогать специалист. Я бы не пошел на консультацию к психологу, который не исповедует православную веру. К счастью, сегодня в Москве и в регионах тоже все больше и больше верующих православных психологов, психотерапевтов. Многие ведут консультации при храмах. Это тенденция радует. Так что, если есть возможность – выбирайте верующего специалиста и заботьтесь о своем духовном и душевном здоровье.

Яна Беседина

Вопросы
Доктору Авдееву

Все вопросы
  • 25.09.2021

    Болезнь во спасение

    Передо мной психически больной молодой человек. На прием его привело не ухудшение самочувствия, но желание быть выслушанным, утешенным. Он страдает такой формой психоза, при которой личность остается относительно сохранной. Болезнь как бы проходит на его глазах. Усталым голосом он произнес: «Доктор, мне иногда кажется, что Господь оставил меня, что моя жизнь бесполезна, бесцельна. Я обуза для старенькой мамы, у меня нет работы, пенсии не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами...».

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

Новости

Архив
  • 25.09.2021

    Рассказы о святых Д. Авдеева в проекте «Ангела ко сну»

    В Пензенской митрополии в рамках приходского проекта «Ангела ко сну» были прочитаны многие рассказы о святых угодниках Божиих из книги Дмитрия Авдеева «Венец святости. Рассказы детям о святых».
  • 31.08.2021

    Книги доктора Авдеева в фамильном музее

    Книги Дмитрия Александровича Авдеева на русском и иностранных языках представлены в экспозиции фамильного музея Авдеевых в г. Воронеж. Музей создан по инициативе главного врача Воронежского офтальмологического центра, доцента Романа Васильевича Авдеева. Сам Р.В.Авдеев в 2013 году был признан лучшим офтальмологом Российской Федерации. Среди Авдеевых немало известных людей: ученые, писатели, космонавт, артисты, спортсмены. В экспозиции музея картины, книги, пластинки… Самыми древними экспонатами являются серебряные изделия XIX века с именным клеймом искусного мастера Ивана Авдеева. Космонавт Сергей Авдеев, которому принадлежит рекорд по суммарному пребыванию в космосе, передал музею автореферат диссертации.

Социальные проекты

Вы можете принять участие в издательских и социальных проектах

Ознакомиться с проектами
Наши реквизиты
© 2007-2021, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта