Заказать книги по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Статьи и интервью » О некоторых так называемых нехимических зависимостях

О некоторых так называемых нехимических зависимостях

В психиатрии есть понятие «аддиктивное (зависимое) поведение» (от англ. addiction — пагубная привычка). Оно включает в себя различные типы поведения: наркотическая зависимость, алкоголизм, курение, пристрастие к обильной еде, пристрастие к азартным играм, компьютерная и Интернет-зависимость и др. Болезням зависимости свойственны синдром психической зависимости (навязчивое влечение) и синдром физической зависимости [компульсивное влечение (от лат. compello — принуждаю), потеря контроля над собой]. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением человека к искусственному изменению своего психического состояния. Различают химические и нехимические аддикции. В православном богословии нет такого понятия, как «аддиктивное поведение». Но убежден, что понятиям «норма» — «аддикция» соответствует привычное для православного человека сравнение: «добродетель» — «грех».

Учеными описаны некоторые общие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения. Это сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, страх перед стойкими социальными контактами, лживость, стремление обвинять во всем других, желание уходить от ответственности в принятии решений. Рассмотрим некоторые виды нехимических аддикций.

Компьютерная зависимость. В России более 16 млн. человек в возрасте от 10 лет пользуются персональными компьютерами. Более 8 миллионов опрошенных (51 %) на вопрос о целях использования компьютера ответили: «компьютерные игры». Почти 3 млн. из них — молодежь в возрасте от 10 до 18 лет. Продолжительность времени, отведенного игре, в среднем составляет от 20 до 50 часов в неделю. Каждый четвертый игрок проводит за компьютером более 20 часов в неделю, что превосходит время, проведенное на работе при восьмичасовом рабочем дне. Около 700 тыс. игроков не могут оторваться от светящегося экрана — это люди (в основном молодые), пораженные компьютерной зависимостью.

К основным  клиническим проявлениям компьютерной зависимости относятся: изменение психического состояния (появление эйфории) при контакте или в предвкушении контакта с компьютером; исчезновение контроля за временем при работе с компьютером; стремление к увеличению времени взаимодействия с компьютером; психологический дискомфорт (раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты») при невозможности работы с компьютером; использование компьютера для улучшения своего настроения, переключения с беспокоящих проблем, то есть для искусственного изменения своего психического состояния. Малоподвижный образ жизни за монитором ведет к заболеваниям, связанным с позвоночником (остеохондроз), желудком (гастрит), органами дыхания, ухудшением зрения, туннельным синдромом (защемление нерва в запястном канале). Влияние электромагнитного излучения, вредная ионизация воздуха — к снижению иммунитета, головным болям, усталости, бессоннице. Зависимый может испытывать стресс, депрессию и другие нервные расстройства. Это приводит к невозможности продолжать учебу (пропуски уроков), к конфликтам на работе (прогулы). Наступает вялость, ухудшение памяти и способности к обучению. Общение с людьми сокращается до минимума.

Еще более распространенным видом компьютерной аддикции является Интер¬нет-зависимость. К числу основных причин ухода от реальности с помощью Интернета, по мнению исследователей, относятся: анонимное общение с людьми; реализация недостижимых в реальной жизни фантазий; возможность быть самим собой, отбросив моральный и этический контроль; отождествление себя с желаемыми персонажами; неограниченный выбор собеседников и их быстрая смена в любом уголке мира; неограниченный доступ к любой информации; ощущение собственного могущества.
Предвестниками Интернет-зависимости являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, увеличение времени, проводимого в сети и эйфорическое состояние перед началом очередного «онлайн-сеанса». Другие пряв¬л嬬ния Интернет-зависимости описываются так:  периоды работы в сети оказываются более длительными и/или частыми, чем изначально планировалось;  наличие непреодолимого желания и безуспешные попытки ограничить работу в Интернете;  прекращение или резкое сокращение других видов деятельности (семейных, служебных и др.); продолжение работы в сети, несмотря на появление социально-психологических проблем (недостаток сна, проблемы в семье, пренебрежение служебными обязанностями и пр.).

Отдельно скажем о детской компьютерной зависимости. О ней можно говорить в том случае, когда ребенок или подросток проводит у компьютера за играми более двух часов в день. Очень часто этому подвержены мальчишки. У девочек подобного рода зависимость отмечается реже. Мальчиков очень интересует военная тематика, всевозможные «стрелялки». Вот этим и пользуются те, кто распространил по всему миру компьютерные игры. Американский военный психолог Дэвид Гроссман рассказал о том, что компьютерные «игры-стрелялки», в которые играют наши дети, создавались вовсе не для детей и даже не для обычных взрослых. А для военных, которым в дальнейшем предстояло участвовать в боевых действиях. Теперь эти «тренажеры» попали и к нашим детям. Таким образом, сейчас мы учим детей убивать, подкрепляя это чувством удовольствия. А еще учим ликовать и потешаться при виде реалистических изображений смерти и человеческих страданий. С точки зрения психологии, дать детям такой тренажер, то же самое что дать в руки каждому ребенку по автомату или пистолету.

По данным психологов, к великому сожалению, игры, содержащие насилие, секс и сквернословие, особенно популярны среди детей и подростков 8–15 лет. Насилие в игре прививает детям «вкус и навык к убийству». Когда ребенок, играя, убивает, он испытывает те же ощущения и такое же воздействие на психику, как солдат или офицер в боевых условиях. Множество научных исследований подтверждают, что компьютерные игры являются одной из причин преступного поведения подростков. Подавляющая часть выпускаемых игр (85 %) содержит насилие, преступления, убийства. Многие родители возражают: «Не все ведь компьютерные игры вредны. Есть и полезные развивающие, обучающие игры». Да, есть. Но, если у ребенка уже компьютерная зависимость, то родители никогда не смогут его настолько контролировать, чтобы он играл исключительно в развивающие игры. Более того, во многие развивающие игры можно играть не только на компьютере. Не будем забывать и о вредном излучении от монитора, и об утомлении глаз, неподвижной позе и о других неблагоприятных спутниках работы за компьютером. Компьютерные игры, зачастую, зацикливают ребенка на себе, на своем «эго». Или ввергают душу подростка в уныние, апатию или даже отчаяние, так как реальная жизнь отличается от виртуальной. Совершенно точно, что зависимый от компьютерных игр ребенок или подросток становится необщительным. У него ухудшается успеваемость и здоровье.

Зависимость от социальных сетей становится сегодня настоящим социальным бедствием. Этой формой зависимых расстройств порабощено множество людей и число их постоянно увеличивается. Желание рассказывать друзьям (коих могут быть сотни и даже тысячи) каждый шаг своей жизни, комментировать каждую фотографию (свою и чужую) приводит к полному вытеснению реальной жизни. Отдельные люди (и их число постоянно растет) практически круглые сутки «на связи». Недавно мама одной 11-летней девочки обнаружила дочь глубокой ночью в чулане, где та полусонными, красными от усталости глазами жадно впивалась в монитор ноутбука. Другой пример. Женщину предпенсионного возраста уволили с работы за то, что весь лимит интернет-трафика в рабочее время она потратила на общение в социальной сети. Дети и взрослые устраивают в соцсетях настоящую «ярмарку тщеславия», демонстрируя недавний отдых или новую шубу, машину, квартиру или дачу… Это приводит к неврозам, конфликтам, истерикам, вспышкам зависти, ревности. Страничка в соцсетях стала своеобразной визитной карточкой человека. Главный герой известного фильма «Социальная сеть» недвусмысленно заявил: «Наши предки жили в городах и селах, а мы живем в интернете». К сожалению это подтверждается реальностью. Через социальные сети действуют и немало всяких жуликов, мошенников, педофилов и прочих извращенцев. Таким образом, социальные сети могут таить в себе опасность. И об этом надо помнить.

Работоголизм так же, как и многие другие аддикции, является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается чрезмерной загруженностью работой. Работа заслоняет всю жизнь (духовные ценности, семью, близких, друзей). Более того, реальная профессиональная ситуации не требует от работника такой сверхотдачи. «Ушедший с головой» в работу человек становится дез¬а¬даптированным. В данном случае речь не идет о трудолюбии и любви к своему делу. Описываемый вид аддикции — способ бегства от жизни. В отдельную группу выделяют так называемые «ургентные аддикции», которые проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства дискомфорта и отчаяния. Такие люди не терпят спокойствия и умиротворенности. Суетливость, многозаботливость и постоянная тревожность — вот главные характеристики этой аддикции.

В последние десятилетия появляются публикации, посвященные и такому виду зависимости как аддикции упражнений, или спортивной аддикции. Плоть для человека становится кумиром и смыслом жизни. Отменное неувядающее здоровье, крепкие мускулы и шоколадный загар — ради этого человек жертвует всем. Здоровье становится религией. Желание в 70 выглядеть на 35 — тоже показатель этой аддикции.

Сегодня много пишут и говорят об аддикции к трате денег. Известны следующие критерия этой аддикции (для диагностики достаточно наличия одного из них): часто возникает озабоченность покупками или внезапные порывы что-нибудь купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и/или бессмыслен¬ные; регулярно совершаются покупки не по средствам, часто покупаются ненужные вещи, хождение по магазинам занимает значительно больше времени, чем изначально планировалось; озабоченность покупками, внезапные порывы купить или связанные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным стрессом, неадекватной тратой времени, становятся серьезной помехой как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере, или влекут за собой финансовые проблемы (например, долги или банкротство). Аддикция к трате денег начинается обычно в возрасте 30 лет, ею страдают преимущественно женщины (92 % из всех аддиктов).

О телезависимости. Телевизор стал неотъемлемой частью нашей жизни. Под телевизор учат уроки, едят, делают домашние дела, встают с постели и засыпают. Для многих людей диван, газета, телевизор — непременные атрибуты домашнего релакса. Когда встречают гостей, и тут не обходится без телевизора: он работает фоном, создавая, по всей вероятности, ощущение полноты бытия. Хозяйка порой печет пироги и «одним глазом» смотрит любимый сериал. Программа сменяет программу, мелькают сюжеты, новости сообщают о леденящих душу фактах… Кто-то подсчитал: каждый день по всем каналам совокупно транслируют 70-75 сцен убийств. Какая же психика это выдержит?
Пара десятков так называемых «звезд» эстрады уже не знают, как привлечь к себе внимание, а журналисты с неослабевающим напором сообщают нам о новом бракосочетании или разводе очередной «звезды» (зачастую без голоса и таланта).

Телевизор буквально ворвался в наши дома, при этом поработил многих людей. Любители всякого рода подсчетов говорят, что месяц из каждого года среднестатистический человек проводит возле телевизора. Дети давно уже ничего не читают. В библиотеках пусто. Нет, книжки на полках стоят, но ими мало кто интересуется.

Современное состояние телевидения таково: хороших передач ничтожно мало. Плохих, пошлых, бесталанных, откровенно вредных для души и здоровья — пруд пруди. У людей, проводящих много времени перед телевизором, развивается состояние гипнонаркомании, то есть болезненно повышенной внушаемости. Как следствие, ослабевает воля, понижается способность к ситуационному анализу, страдает память, сон. Кроме того, длительное сидение производит застой крови в органах малого таза, приводит к дисфункции кишечника. Облучение от кинескопа также не проходит бесследно. Оно вызывает, особенно у детей, различные неврозоподобные нарушения, проявляющиеся раздражительностью, беспокойным сном, ухудшением общего самочувствия и ослаблением физических сил. Безвозвратно уходит время, а оно так дорого.

После вечерних просмотров телепередач нередко нарушается ночной сон, снятся кошмары. Особенно это касается детей и подростков. Часто «кровожадная» кинопродукция вместо того, чтобы научить разговаривать, учит мычать или изъяснятся междометиями. Это ведет к задержке психического развития юного зрителя. В результате дети не могут усваивать информацию на слух. Они воспринимают только зрительную информацию, а слова проходят мимо них. Именно поэтому в школе «телевоспитанники» почти не воспринимают говорящего учителя и плохо усваивают материал. Сложности вызывает и общение с другими детьми. Так формируются невротические расстройства, меняется поведение детей, появляются раздражительность, дерзость, грубость по отношению к окружающим, вплоть до неадекватной агрессивности.

В науке накоплена целая система доказательств и фактов, которые свидетельствуют о феномене социального научения. Еще в 70-е годы ХХ века канадско-американский психолог А. Бандура исследовал условия, при которых происходит это научение. «Одна единственная телевизионная модель может стать примером подражания для миллионов», — писал он в своей книге. Он основывался на многолетних исследованиях. Вот одно из них. Две группы детей 4—6 лет поместили в игровых комнатах без взрослых, но с видеонаблюдением. Одной группе показали агрессивный фильм. После сравнения видеозаписей, в группе детей, смотревших фильм, было зафиксировано в 8 раз больше агрессивных проявлений. Причем дети повторяли то, что недавно увидели на экране.

Никакая информация, в сущности, не исчезает бесследно. Страшные запечатленные картины остаются в подсознании человека, нередко всплывают вновь, наполняя сны ужасами и кошмарами, разнопланово воздействуют на психику, уродуя наши души. Участившиеся случаи всевозможных извращений, рост преступности, жутких уличных сцен, угоны самолетов, акты насилия — все это, во многом, результат не только плохого воспитания, но и воздействия горе-телепередач.

Мы разучились быть в тишине. А тишина умиротворяет, исцеляет, укрепляет человека.  Мы мало думаем или совсем не думаем о своей душе, о покаянии, о вечности. А в вечность мы не унесем любимый сериал или рок-концерт. Лукавый враг хитер. Он действует методично и целенаправленно, парализуя перед экранами телевизоров толпы людей. Не будем поддаваться!

 Это лишь беглый и далеко не полный перечень изученных аддикций. В действительности их несоизмеримо больше. Важно знать следующее: таблеток и уколов от нехимических (также и от химических) зависимостей нет! Эту духовную болезнь, название которой — греховная страсть, много веков назад подробно описали православные святые. Они же дали рецепт исцеления: страсть побеждается не только своею, человеческою силой, а с Божией помощью.

Дмитрий Авдеев

Заказать книги

Архив
  • 13.12.2021

    Премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский»

    На ТВ СПАС, в серии «Святые целители» прошла премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский». В съемках фильма принимал участие Дмитрий Авдеев. Доктор рассказал свою историю о чудесной помощи святителя Нектария. Телеканал также выпустил отдельным трейлером беседу с Дмитрием Александровичем.
© 2007-2022, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта