Заказать книги по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Статьи и интервью » Новые интервью

Новые интервью

В октябре-ноябре в различных СМИ вышли интервью с Д.А. Авдеевым. Предлагаем вам их краткий обзор.

 

25 ноября Дмитрий Авдеев дал комментарий газете «Комсомольская правда» (Санкт-Петербург). Доктор подчеркнул, что, «принесение Честного Пояса Пресвятой Богородицы в Россию – это великое событие для нашей страны. Многокилометровые очереди в Москве к Святыне – ни что иное как проявление веры, любви к Матери Божией, святому Православию. О чудесах, а они будут обязательно, мы узнаем позже. Наверняка многие люди придут к вере».

В пилотном номере православного журнала о здоровье «Душа и тело» опубликовано интервью с Д.А.Авдеевым «Лекарство от душевной боли». Интервью касалось, в основном, православной психотерапии. Доктор ответил на разные вопросы, приводим некоторые из них:

 – Дмитрий Александрович, Вы известны именно как православный психотерапевт. В чем отличие светской психотерапии и православной психотерапии?

  Современная наука о душе не признает души как таковой, отрицает понятие греха и греховных страстей, а также Божию благодать, способную исцелять душевные раны. Трагедия ее в поразительной узости миросозерцания и рабском подчинении материалистическому направлению.  В ней нет единого взгляда на природу человека и на причину его нервно-психических расстройств.

Душу человека психотерапия пытается уврачевать с помощью различных техник (психоанализ, гипноз и др.), которых насчитывается сегодня порядка тысячи. А «техники» зачастую вместо пользы несут душе явный вред. Потому что прямо или косвенно потворствуют человеческим страстям и греховному образу жизни, под видом «повышения самооценки» усиливают эгоистическое начало и только глубже заводят человека в тупик болезни.

Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. Несколько лет назад на одном из семинаров мы предложили его участникам вспомнить и записать 10-12 наиболее ярких событий последних пяти лет. Эти события распределили по четырем разделам: «здоровье», «деятельность», «контакты», «духовные ценности». Всего было получено 205 ответов, из которых лишь четыре можно было отнести к сфере «духовные ценности», причем лишь в двух случаях речь шла о православной духовности. Вот такая картина: специалистов, призванных врачевать душу, эта самая душа, как своя, так и чужая, как раз меньше всего и интересует…

 – Кто ваши пациенты?

 – Их страдания связаны с конфликтами, семейными проблемами, переживаниями тяжелых болезней, духовными поисками. В глаза врачу, как правило, смотрит человек, который испытывает дефицит любви, взаимопонимания, поддержки близких. К специалисту он обратился уже тогда, когда душа буквально переполнилась переживаниями. Сегодня можно говорить об эпидемии неврозов и депрессий.

- На что опирается православная психотерапия?

- Основа православной психотерапии - святоотеческое наследие. В трудах святых отцов Церкви содержится все необходимое и для врачевания души, и для ее спасения. И не обращаться к этой сокровищнице и неразумно и грешно. Это проникновение в такие уголки и глубины человеческого духа, которые никакому психологу со всеми его тонкими инструментами не под силу. Святые отцы изучают духовную жизнь в трех срезах (духовном, душевном, плотском), по трем сторонам (способностям), сразу с девяти точек зрения! Я не говорю уже про бесчисленные оттенки и переходы между ними. Этим-то аскетика и отличается от школьно-университетской психологии.

Будучи православным христианином и врачом-психиатром, психотерапевтом, я глубоко убежден в том, что значительная часть психических расстройств, так называемых «пограничных» состояний, — следствие греховного образа жизни, страстей и пороков, укоренившихся в душе человека. По словам святителя Феофана (Затворника), «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения».

Современная медицина говорит о том, что порядка 80 процентов болезней развиваются на нервной почве. А откуда берется эта самая нервная почва? Грех, совершаясь в глубине человеческого духа, изменяет характер, создает основу для формирования недуга. Причем, некоторые болезни являются прямым следствием греха. Алкоголизм, наркомания, игромания, токсикомания, злостное курение... За унынием следует невротическая депрессия. За чревоугодием — ожирение, аллергия, нарушение работы внутренних органов. Гордость может стать причиной психических болезней. Блуд – венерических болезней, бесплодия, СПИДа и т.п.

 

«Жизнь без фальши» – под таким заголовком опубликовано интервью в православной газете «Возглас» (№16, 2011). Детские концерты «на табуретке» перед знакомыми, молодые люди с красно-сине-зелеными «прическами», участие молодежи и не только в различных кастингах и скандальных телешоу – все это в нашем обществе стало обычным делом, нормой. Еще пару десятилетий тому назад эти явления воспринимались бы как психические расстройства и именовались истерией. Теперь диагноза «истерия» нет, а явления остались. Врачи бьют тревогу: постоянное выставление себя напоказ может привести к болезненным изменениям психики. Как разглядеть черты истеричности в себе и преодолеть их? Об этом рассказывает православный врач и писатель, кандидат медицинских наук Дмитрий Авдеев. Вот фрагмент интервью:

 – Дмитрий Александрович, в своих книгах Вы пишете, что черты истеричности есть в каждом из нас. Как же так? Ведь далеко не каждый кричит и «бьется в истерике», например, доказывая свою правоту.

 – Многие полагают, что «быть истериком» – значит неадекватно реагировать на сложную ситуацию. Чуть что не так – срываться на крик, рыдать, скандалить. Это ошибочное мнение. На самом деле, истерия – выставление себя напоказ. Истерик всегда жаждет внимания к своей персоне. И тяжело переживает, если не получает этого внимания. Его поведение неестественное и фальшивое. Гордость и тщеславие, лживость и позерство – вот духовная сущность истерии. У истерика каждый поступок, жест, движение рассчитаны на зрителя, на эффект. Он старается любыми средствами привлечь к себе внимание. Как ни странно, но истерик может быть внешне и неприметен. Но разговор его будет изобиловать цитатами, казаться каким-то наукообразным. В конце концов, он может просто загадочно молчать. Однако все это будет позерство. 

Ведь главное для  истерика – зритель и выгода. Например, если бы Робинзон Крузо был склонен к истерике, она бы в нем никогда не развилась. На необитаемом острове не было почвы для нее, то бишь зрителей. Истерику зрители просто необходимы. Иначе его показушность теряет всякий смысл.

Описанные качества истериков, правда, в зачаточном состоянии, есть в душе каждого человека. Только у одних они развиваются и цветут пышным цветом. У других – робко пробиваются. А третьи сразу же выкорчевывают их из своей души. К сожалению, весь уклад современной жизни, с детского сада и до пенсии, предрасполагает человека к проявлению истеричности. Конечно, каждый по-разному воспринимает и усваивает эти «уроки». Все зависит от воспитания и мировоззрения человека. 

 – Где и когда мы получаем эти уроки?

– Первый урок мы получаем в своей семье. Думаю, его проходил или наблюдал каждый из нас. Ребенок просит у мамы конфетку или игрушку в магазине. Мама отказывает. Малыш начинает плакать. Затем падает на пол, кричит, извивается, требует то, что ему не дали. Напуганная мать дает орущему дитяти пригоршню конфет или игрушку – лишь бы он успокоился. И вот довольный малыш уплетает конфеты. Он напрочь забыл про свое «горе». 

Разберем ситуацию. Это типичная истерическая реакция. Пока детская, довольно грубая, откровенная. Как поступила мать? Она выполнила желание ребенка. Ребенок сообразил, что таким способом можно настоять на своем. Он еще не раз приведет эту реакцию в действие. Ведь она дала нужный результат. Как следовало бы поступить маме, чтобы не развивать у ребенка истерии? Не замечать «конвульсий» разбуянившегося малыша. Продолжать заниматься своими делами. Ребенок успокоится через несколько минут. Переключится на что-то другое и забудет о своей просьбе. Если его выходка осталась без внимания, значит, повторять ее он не будет. И первая истерическая реакция для него пройдет бесследно. Она не закрепится в сознании. На практике, мамы даже не задумываются, какую медвежью услугу оказывают собственным детям, выполняя подобные требования.  

Родители порой неосознанно поощряют в детях черты демонстративности. Мы очень любим, чтобы наши детки перед гостями прочитали только что выученное стихотворение или спели песенку. Вот малыш раскланялся. А мы ему громко аплодируем, целуем. После двух-трех таких «концертов», ребенка уже не надо уговаривать выступить перед гостями. Он сам начинает вмешиваться в разговоры взрослых. И все делает напоказ: читает стихи, танцует, громко поет. Совершенствует черты демонстративности. Поведение малыша становится явно показным.  

Все это усугубляется и тем, что в современных семьях по одному, максимум по двое детей. Они становятся для родителей «центром вселенной». Вся семья порой носится с ложками, вилками за своим чадушкой, желая повкуснее да пообильнее его накормить. Дети становятся капризны, непослушны, любят играть командную роль. Если им не удается покомандовать, становятся агрессивными. А мы потом искренне удивляемся: откуда в ребенке столько эгоизма, непомерной гордыни, неуважительного отношения к страшим? Мы же ему все отдали.

Заказать книги

Архив
  • 13.12.2021

    Премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский»

    На ТВ СПАС, в серии «Святые целители» прошла премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский». В съемках фильма принимал участие Дмитрий Авдеев. Доктор рассказал свою историю о чудесной помощи святителя Нектария. Телеканал также выпустил отдельным трейлером беседу с Дмитрием Александровичем.
© 2007-2022, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта