Заказать книги по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Статьи и интервью » Гордость как причина многих душевных недугов человека

Гордость как причина многих душевных недугов человека

Вспыльчивости, раздражительности всегда предшествует гордость, самомнение, самопревозношение. Ссоры, конфликты, кризисы, разводы, нестроения тоже «родом» из гордости. Многолетний опыт и наблюдения свидетельствуют, что греховные страсти, и прежде всего гордость, становятся причиной многих психических расстройств.

Согласно статистическим данным в мире на сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов психически больных. Рост заболеваемости душевными недуга, в основном, происходит за счет огромной распространенности в обществе непсихотических форм психической патологии (невротические, связанные со стрессом, соматоформные, депрессивные, личностные расстройства), возникновение которых в наибольшей степени связано с социальными факторами, образом жизни людей, и, что очень важно, духовными факторами.

Православная Церковь называет в качестве одной из главных причин возникновения психических заболеваний порабощение души человека греховными страстями (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). И это обстоятельство полностью подтверждается клинической практикой. Что мы видим вокруг? Сегодня можно с уверенностью говорить об «эпидемии» депрессий и неврозов. Повсеместно чрезвычайно остро стоят проблемы зависимых состояний (наркотическая, игорная, компьютерная и т.п.), которые стали настоящим социальным бедствием. Общество «захлебывается» от бездуховности. Детей теперь, зачастую, воспитывают не мама с папой, а интернет и телевизор. Свою лепту в дело «сумасшествия» вносят и средства массовой информации. Выдержать какой-нибудь новостной выпуск, порой, может лишь очень устойчивый психически человек.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Нервность, мне кажется, просто вид греха, и именно гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?»«Раздражительность нрава происходит от непознания себя, от гордости и от того еще, что мы не рассуждаем о сильном повреждении своей природы и мало познали кроткого и смиренного Иисуса» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Вспыльчивости, раздражительности всегда предшествует гордость, самомнение, самопревозношение. Ссоры, конфликты, кризисы, разводы, нестроения тоже «родом» из гордости.Известный русский психиатр, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение, а именно – гордость. «Вера же есть смирение», – говорит святой Варсонофий Великий. Многолетний опыт и наблюдения свидетельствуют, что греховные страсти, и прежде всего гордость, становятся причиной многих психических расстройств. Что представляют собой греховные страсти и как они действуют на душу человека? Страсти – это греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Так, например, кто постоянно раздражается, воспламеняется гневом, при всяком даже незначительном действии или слове ближнего обижается, наполняется чувством мести и прочее – тот одержим страстью гнева. Кто любит думать и говорить о себе высоко, а о других низко, злословя и осуждая их, – тем владеет страсть гордости, самая гибельная страсть. Итак, всякий грех порождается какой-либо страстью. 

Как указывают святые отцы, семя нравственного зла в человеке – самолюбие, которое «разрастается» в самовозношение (славолюбие), любовь к наслаждениям (сластолюбие) и своекорыстие (сребролюбие). У святых отцов мы встречаем выделение восьми главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. В глубинной основе многих психологических проблем и психических заболеваний  лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх.  

«Враг пал гордостью. Гордость — начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот — искание покончить жизнь и, наконец, что нередко, — полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными» (из книги «Старец Силуан Афонский», Архимандрит Софроний). 

В «Творениях» преподобного Ефрема Сирина есть глава под названием «В низложение гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и противоположной добродетели — смирения: «Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость. Ибо как начало и конец доброго — смиренномудрие, так начало и конец худого — высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякие усилия возобладать всеми; и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудрого уловляет мудростью, крепкого крепостью, богатого богатством, благообразного красотою, красноречивого краснословием, имеющего хороший голос приятностью голоса, художника искусством, оборотливого оборотливостью. 

А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем, истинное ведение сопряжено со смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему не годными делает и человека, и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство — смиренномудрие, сказав: Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие (Лк. 17, 10)». 

Святитель Тихон Задонский так говорит о гордости: «Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается». 
Святитель Тихон Задонский указывает на следующие «знаки гордости»: Славы, чести и похвалы всяким образом искать; дела выше сил своих начинать; во всякия дела самовольно мешаться; себя без стыда возвышать; других презирать; чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться; высшим быть непокорну; доброе себе, а не Богу приписывать; во всем показываться тщаться (стараться – прим.автора); других дела пересуживать; погрешности их возвышать, хвалу уменьшать; в слове и поступке надменность некую показывать; исправления и увещания не любить, совета не принимать; не терпеть в уничижении быть, и прочая. 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: «Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны». «Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин». «Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным». 

Приводим некоторые психологические характеристики гордого человека: высокомерие; не терпит критики; обидчивость; упрямство; зависть; не видит своих ошибок; эгоизм или самолюбие; самоуверенность; большое самомнение; не любит советов; ничем нельзя удивить; неумение общаться; не может открыться; не может говорить о своих слабостях; не может смеяться над собой; не хочет помощи; отсутствие благодарности; не помнит своих благодетелей; не может простить; не может извиниться или покаяться; злоба к своей жертве; помогает нуждающимся, чтобы себя возвысить. 

Очень показательным примером, в данном случае, может быть невроз. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой и невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. По словам святителя Феофана Затворника, «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. Перечисление симптомов невроза порой попросту представляет собой перечень грехов (раздражительность, гневливость, нетерпеливость и т. п.) и диагнозу медицинскому может соответствовать диагноз духовный.

 В последнее десятилетие все чаще говорят о так называемом синдроме хронической усталости. В клинической картине страдания на первый план выступают симптомы астении: постоянная слабость, быстрая утомляемость. Такие люди как бы «плетутся» за жизнью. Они апатичны, малотрудоспособны. «Я устал», — вот, пожалуй, их излюбленные слова. По моему мнению, кроме прочего, синдром хронической усталости — это зачастую результат жизни без Христа, без благодати Божией. Трудно себе представить такой вид хвори у святых отцов. «Радость моя, Христос Воскресе!» — этим пасхальным приветствием встречал преподобный Серафим Саровский каждого приходящего к нему. Ни скорби, наносимые врагом или злыми людьми, ни болезни, ни старческий возраст не влияли на мирный дух праведников, тружеников о Господе. 

Жизнь многих современных людей далека от христианского благочестия, от Христа Спасителя и Его святой Церкви. Эта удаленность и приводит к душевной пустоте. Как часто приходится слышать от приходящих на прием, что «пусто внутри и нет сил жить».

Кто-то может спросить, бывают ли случаи психологических срывов у православных христиан? Да, бывают. Ибо в мире нет человека, свободного от греха. Но православные молятся ко Господу о помиловании, прибегают к врачующим душу Таинствам Церкви. И милосердный Господь принимает кающихся, врачует сердца и дарует душевный мир.Встречаясь с разнообразными проявлениями конфликтов, я всегда убеждаюсь в том, что решение их с помощью агрессии, жестокости, мести и тому подобное — ошибочно. Этот путь и бесполезен и непродуктивен, а самое главное — глубоко греховен.

Вот самый простой пример. Вы, казалось бы, справедливо гневаетесь на какого-то человека, и вам кажется, что это обоснованно. Он, по вашему мнению, поступил скверно и заслуживает лишь осуждения. Но понаблюдайте за собой в момент этих размышлений. И что же? Лицо напряжено, сердце «выпрыгивает» из груди, голова будто сдавлена стальным обручем… На первый взгляд — странно. Виноват-то другой, третий, пятый... а неприятные ощущения испытываем мы. Господь говорит, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Но это состояние иное. Это совсем не рай, а скорее преисподняя.

Известный греческий иерарх митрополит Иерофей (Влахос), автор книги «Православная психотерапия», пишет: «Сегодня много говорят о психологических проблемах. Я убежден, что так называемые психологические проблемы суть проблемы помыслов, помрачения ума и нечистого сердца. Именно нечистое сердце, как описывают его святые отцы, помраченный и скотоподобный ум и нечистые помыслы и создают эти так называемые проблемы. Если же человек внутренне исцелится, откроет свое сердце, очистит умную часть своей души и освободит разумную ее часть, то у него не будет и психологических проблем. Он будет испытывать блаженный и нерушимый мир Христов (конечно, я говорю все это без учета телесных болезней, происходящих от утомления, истощения, старческой немощи и изнашивания организма)».

Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Как врачевство против гордости чаще прочитывай следующие и другие подобные места Писания, направленные против нее. Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко рабы неключимы есмы (Лк. 17, 10). Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Господом (Лк. 16, 15). Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, говорит Господь (Мф. 11, 29). Во смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23). Смирихся и спасе мя (Пс. 114, 5). Нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5).

По слову преподобного Силуана Афонского: «Душа смиренного, как море; брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня».

Я глубоко убежден в том, что многие формы психических расстройств, особенно составляющих так называемую «малую» психиатрию (по своему размаху она значительно превышает «большие» психозы (шизофрению и др.), врачуются по пути воцерковления, устроения своей жизни согласно с евангельскими истинами, борьбы с греховными страстями. Понимаю, что этим «рецептом» многие не воспользуются, но говорю это для тех, кто может и хочет это услышать.

Дмитрий Авдеев

Заказать книги

Архив
  • 13.12.2021

    Премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский»

    На ТВ СПАС, в серии «Святые целители» прошла премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский». В съемках фильма принимал участие Дмитрий Авдеев. Доктор рассказал свою историю о чудесной помощи святителя Нектария. Телеканал также выпустил отдельным трейлером беседу с Дмитрием Александровичем.
© 2007-2022, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта