Согласно статистическим данным в мире на сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов психически больных. Рост заболеваемости душевными недуга, в основном, происходит за счет огромной распространенности в обществе непсихотических форм психической патологии (невротические, связанные со стрессом, соматоформные, депрессивные, личностные расстройства), возникновение которых в наибольшей степени связано с социальными факторами, образом жизни людей, и, что очень важно, духовными факторами.
Православная Церковь называет в качестве одной из главных причин возникновения психических заболеваний порабощение души человека греховными страстями (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). И это обстоятельство полностью подтверждается клинической практикой. Что мы видим вокруг? Сегодня можно с уверенностью говорить об «эпидемии» депрессий и неврозов. Повсеместно чрезвычайно остро стоят проблемы зависимых состояний (наркотическая, игорная, компьютерная и т.п.), которые стали настоящим социальным бедствием. Общество «захлебывается» от бездуховности. Детей теперь, зачастую, воспитывают не мама с папой, а интернет и телевизор. Свою лепту в дело «сумасшествия» вносят и средства массовой информации. Выдержать какой-нибудь новостной выпуск, порой, может лишь очень устойчивый психически человек.
Священник Александр Ельчанинов писал: «Нервность, мне кажется, просто вид греха, и именно гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?»«Раздражительность нрава происходит от непознания себя, от гордости и от того еще, что мы не рассуждаем о сильном повреждении своей природы и мало познали кроткого и смиренного Иисуса» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Вспыльчивости, раздражительности всегда предшествует гордость, самомнение, самопревозношение. Ссоры, конфликты, кризисы, разводы, нестроения тоже «родом» из гордости.Известный русский психиатр, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение, а именно – гордость. «Вера же есть смирение», – говорит святой Варсонофий Великий. Многолетний опыт и наблюдения свидетельствуют, что греховные страсти, и прежде всего гордость, становятся причиной многих психических расстройств. Что представляют собой греховные страсти и как они действуют на душу человека? Страсти – это греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Так, например, кто постоянно раздражается, воспламеняется гневом, при всяком даже незначительном действии или слове ближнего обижается, наполняется чувством мести и прочее – тот одержим страстью гнева. Кто любит думать и говорить о себе высоко, а о других низко, злословя и осуждая их, – тем владеет страсть гордости, самая гибельная страсть. Итак, всякий грех порождается какой-либо страстью.
Как указывают святые отцы, семя нравственного зла в человеке – самолюбие, которое «разрастается» в самовозношение (славолюбие), любовь к наслаждениям (сластолюбие) и своекорыстие (сребролюбие). У святых отцов мы встречаем выделение восьми главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. В глубинной основе многих психологических проблем и психических заболеваний лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх.
«Враг пал гордостью. Гордость — начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот — искание покончить жизнь и, наконец, что нередко, — полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными» (из книги «Старец Силуан Афонский», Архимандрит Софроний).
В «Творениях» преподобного Ефрема Сирина есть глава под названием «В низложение гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и противоположной добродетели — смирения: «Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость. Ибо как начало и конец доброго — смиренномудрие, так начало и конец худого — высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякие усилия возобладать всеми; и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудрого уловляет мудростью, крепкого крепостью, богатого богатством, благообразного красотою, красноречивого краснословием, имеющего хороший голос приятностью голоса, художника искусством, оборотливого оборотливостью.
А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем, истинное ведение сопряжено со смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему не годными делает и человека, и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство — смиренномудрие, сказав: Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие (Лк. 17, 10)».
Святитель Тихон Задонский так говорит о гордости: «Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается».
Святитель Тихон Задонский указывает на следующие «знаки гордости»: Славы, чести и похвалы всяким образом искать; дела выше сил своих начинать; во всякия дела самовольно мешаться; себя без стыда возвышать; других презирать; чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться; высшим быть непокорну; доброе себе, а не Богу приписывать; во всем показываться тщаться (стараться – прим.автора); других дела пересуживать; погрешности их возвышать, хвалу уменьшать; в слове и поступке надменность некую показывать; исправления и увещания не любить, совета не принимать; не терпеть в уничижении быть, и прочая.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так: «Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны». «Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин». «Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным».
Приводим некоторые психологические характеристики гордого человека: высокомерие; не терпит критики; обидчивость; упрямство; зависть; не видит своих ошибок; эгоизм или самолюбие; самоуверенность; большое самомнение; не любит советов; ничем нельзя удивить; неумение общаться; не может открыться; не может говорить о своих слабостях; не может смеяться над собой; не хочет помощи; отсутствие благодарности; не помнит своих благодетелей; не может простить; не может извиниться или покаяться; злоба к своей жертве; помогает нуждающимся, чтобы себя возвысить.
Очень показательным примером, в данном случае, может быть невроз. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой и невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. По словам святителя Феофана Затворника, «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. Перечисление симптомов невроза порой попросту представляет собой перечень грехов (раздражительность, гневливость, нетерпеливость и т. п.) и диагнозу медицинскому может соответствовать диагноз духовный.
В последнее десятилетие все чаще говорят о так называемом синдроме хронической усталости. В клинической картине страдания на первый план выступают симптомы астении: постоянная слабость, быстрая утомляемость. Такие люди как бы «плетутся» за жизнью. Они апатичны, малотрудоспособны. «Я устал», — вот, пожалуй, их излюбленные слова. По моему мнению, кроме прочего, синдром хронической усталости — это зачастую результат жизни без Христа, без благодати Божией. Трудно себе представить такой вид хвори у святых отцов. «Радость моя, Христос Воскресе!» — этим пасхальным приветствием встречал преподобный Серафим Саровский каждого приходящего к нему. Ни скорби, наносимые врагом или злыми людьми, ни болезни, ни старческий возраст не влияли на мирный дух праведников, тружеников о Господе.
Жизнь многих современных людей далека от христианского благочестия, от Христа Спасителя и Его святой Церкви. Эта удаленность и приводит к душевной пустоте. Как часто приходится слышать от приходящих на прием, что «пусто внутри и нет сил жить».
Кто-то может спросить, бывают ли случаи психологических срывов у православных христиан? Да, бывают. Ибо в мире нет человека, свободного от греха. Но православные молятся ко Господу о помиловании, прибегают к врачующим душу Таинствам Церкви. И милосердный Господь принимает кающихся, врачует сердца и дарует душевный мир.Встречаясь с разнообразными проявлениями конфликтов, я всегда убеждаюсь в том, что решение их с помощью агрессии, жестокости, мести и тому подобное — ошибочно. Этот путь и бесполезен и непродуктивен, а самое главное — глубоко греховен.
Вот самый простой пример. Вы, казалось бы, справедливо гневаетесь на какого-то человека, и вам кажется, что это обоснованно. Он, по вашему мнению, поступил скверно и заслуживает лишь осуждения. Но понаблюдайте за собой в момент этих размышлений. И что же? Лицо напряжено, сердце «выпрыгивает» из груди, голова будто сдавлена стальным обручем… На первый взгляд — странно. Виноват-то другой, третий, пятый... а неприятные ощущения испытываем мы. Господь говорит, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Но это состояние иное. Это совсем не рай, а скорее преисподняя.
Известный греческий иерарх митрополит Иерофей (Влахос), автор книги «Православная психотерапия», пишет: «Сегодня много говорят о психологических проблемах. Я убежден, что так называемые психологические проблемы суть проблемы помыслов, помрачения ума и нечистого сердца. Именно нечистое сердце, как описывают его святые отцы, помраченный и скотоподобный ум и нечистые помыслы и создают эти так называемые проблемы. Если же человек внутренне исцелится, откроет свое сердце, очистит умную часть своей души и освободит разумную ее часть, то у него не будет и психологических проблем. Он будет испытывать блаженный и нерушимый мир Христов (конечно, я говорю все это без учета телесных болезней, происходящих от утомления, истощения, старческой немощи и изнашивания организма)».
Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Как врачевство против гордости чаще прочитывай следующие и другие подобные места Писания, направленные против нее. Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко рабы неключимы есмы (Лк. 17, 10). Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Господом (Лк. 16, 15). Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, говорит Господь (Мф. 11, 29). Во смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23). Смирихся и спасе мя (Пс. 114, 5). Нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5).
По слову преподобного Силуана Афонского: «Душа смиренного, как море; брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня».
Я глубоко убежден в том, что многие формы психических расстройств, особенно составляющих так называемую «малую» психиатрию (по своему размаху она значительно превышает «большие» психозы (шизофрению и др.), врачуются по пути воцерковления, устроения своей жизни согласно с евангельскими истинами, борьбы с греховными страстями. Понимаю, что этим «рецептом» многие не воспользуются, но говорю это для тех, кто может и хочет это услышать.
Дмитрий Авдеев