Заказать книги по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Статьи и интервью » Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям

Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям

Доклад на конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» в Казанской духовной семинарии, 2009. Д.А. Авдеев.
По опубликованным данным, в мире на сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов психически больных людей и число их постоянно увеличивается. В Российской Федерации на 100 тысяч населения приходится 2,5 тысячи психически больных. В нашей стране 38 миллионов человек страдают различными расстройствами «додиспансерного» уровня.

При сплошном исследовании в одном из научно-производственных учреждений распространенность депрессии отмечалась у 261 человека на 1000 обследованных. Вдумайтесь: 36 человек на каждые 100 тысяч населения России заканчивают жизнь самоубийством. А число незавершенных попыток на порядок больше. По данным Минздрава РФ в стране зарегистрировано 2,5 миллиона алкоголиков, то есть людей с официальным медицинским диагнозом «хронический алкоголизм». В реальности, людей, страдающих алкоголизмом, гораздо больше. Возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Скажу для примера, что ежегодный каталог антидепрессантов 3-4 сантиметра толщиной.

Таким образом, становится совершенно понятно, что вопросы охраны психического здоровья не являются узко-медицинскими, а представляют собой одну из приоритетных государственных задач.

Каковы причины психических расстройств? Что лежит в их основе? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на юбилейном Архиерейском Соборе, в параграфе о психических заболеваниях, в частности, сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей». Забегая вперед, скажу, что эти положения полностью подтверждаются и данными клинических наблюдений.

Одна из причин психических расстройств — естество человека, его индивидуально-биологические свойства.

Преподобный Антоний Киево-Печерский три года ухаживал за монахом, больным кататонией (одна из форм психозов), рассматривая его состояние как болезненное. Преподобный Иоанн Лествичник приводит определенные признаки, по которым он советует различать возникающие помимо воли монахов расстройства настроения духовного происхождения от таких же, не уступающих молитве и силе крестного знамения настроений, развитие которых зависит, как он пишет, «от естества».

В книге «Православное пастырское служение», говоря о психиатрии, архимандрит Киприан (Керн) указывает на то, что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния, по мнению автора, принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической, и развиваются от природы человека.

Преподобноисповедник, старец-архимандрит Георгий (Лавров), подвизавшийся в свое время в Даниловом монастыре, очень четко различал психические болезни. Одним он говорил: «Ты, деточка, иди ко врачу», — а другим: «Тебе у врачей делать нечего». Бывали случаи, когда старец, наладив духовную жизнь, рекомендовал сходить к психиатру или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное окормление.

Подводя некоторый итог вышесказанному, можно предположить, что душевные болезни могут быть, в этой плоскости сравнения, сопоставимы с телесными, и что те и другие, по попущению Божиему, посылаются человеку в целях споспешествования в деле спасения. В данном случае душевный недуг — это Господом возложенный крест.

Однако, большая часть психических расстройств связана не с физиологическими или биохимическими проблемами. Греховные страсти – вот тот неведомый миру враг, о котором официальная медицина по понятным причинам умалчивает.

Если, к примеру, все психические расстройства взять за 100%, то 20% из них это так называемые «большие» психозы (шизофрения и др.), а 80% -  это так называемая «малая» или «пограничная» психиатрия. К болезням этой многочисленной групп относятся неврозы, многие формы депрессий, личностные расстройства и др. Многолетние исследования показывают, что подавляющее большинство пограничной психической патологии имеют и духовные причины их возникновения. Или еще пример.

В структуре депрессивных расстройств лишь 3-4 % составляют эндогенные депрессии, то есть депрессии, не связанные с так называемыми психоэмоциональными травмами и развивающиеся по естественно-биологическим причинам.  А вот 96-97 % депрессивных расстройств имеют в своем происхождении преимущественно причины духовно-психологического характера. Другой пример. Среди самоубийц лишь 10 % психически больных, а 90 % суицидентов признаются людьми без видимых психических заболеваний, но, добавим, духовно глубоко поврежденных. Вот Вам наглядные примеры необходимости христианской оценки психической патологии.

Неврозы. Это состояния внутреннего конфликта, столкновения противоположно направленных душевных мотивов. Клинику неврозов можно кратко обозначить как устойчивую потерю душевного мира. Точек зрения на природу неврозов, механизмов их развития – множество. Но в тени оставалась, да и остается духовно-нравственная оценка невротических расстройств. Как часто я, слышу во время врачебного приема: «Я всем завидую…», «Не разговариваю с матерью из-за обиды 5 лет…», «Не могу простить мужа, сына». Вспыльчивости, раздражительности всегда предшествуют гордость, самомнение, самопревозношение. Неврозы, зачастую, можно считать своего рода противоположностью кротости, смирения, терпения и мирного устроения духа.

Алкоголизм, наркоманию, игроманию, интернетоманию и другие аддиктивные (зависимые) расстройства можно с уверенность отнести к греховным недугам. Наряду с медико-психологическими мероприятиями, которые обычно составляют начало лечения, совершенно необходимы духовные усилия для их уврачевания. Нужны, прежде всего, личная решимость и помощь Божия (как два крыла у птицы). Бог не спасает нас без нас. Таблеток и уколов от зависимых состояний нет. Все медикаментозные средства выполняют лишь симптоматическую и вспомогательную роль. К примеру, наркологические клиники и центры разнятся только сервисом оказываемой помощи.

Устроение жизни по заповедям Христовым вкупе с трезвением, самоконтролем и воздержанием – слагаемые истинного, а не мнимого исцеления. Подобный опыт уже есть и во множестве. Я принимал участие в разработке программы реабилитации наркозависимых в Московском Душепопечительском Центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Многократно бывал в различных православных реабилитационных центрах и общинах при монастырях и свидетельствую об истинности выбранного пути и замечательных терапевтических результатах.

Теперь о роли священнослужителя  в деле духовного окормления психически больных. Прежде всего, хочу упомянуть Закон Российской Федерации от 02.07.1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Так, в частности, в статье Закона (статья №37) о правах пациентов, находящихся в психиатрических стационарах сказано о возможности: «встречаться … со священнослужителем наедине; исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозную атрибутику и литературу». Таким образом, духовное окормление психически больных законодательно закреплено. Это важно знать.

Можно выделить две основные обязанности священника в отношении больных: 1) побудить больного к врачебному обследованию и, в случае необходимости, к систематическому лечению; 2) помочь больному в борьбе с болезнью, в критическом осознании и преодолении своих аномалий характера и поведения. В этой связи становится понятной необходимость приобретения священнослужителем соответствующих знаний и подготовки в области психиатрии. Нужно суметь разобраться: где грех, а где болезнь. Нередко именно пастырь может оказаться первым человеком, который сталкивается с проявлением тех или иных психических расстройств. С учетом большой распространенности психических заболеваний значимость вышесказанного  возрастает многократно.

Следует повсеместно распространять опыт организации молитвенных комнат, строительства часовен и больничных храмов при психиатрических лечебницах.

Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи. Как-то я беседовал с одним больным, страдающим весьма тяжелым психическим заболеванием, и когда я  попытался утешить его, то он спокойно и серьезно мне ответил: «Доктор! То положение, в котором я нахожусь, самое спасительное для меня». Я был глубоко тронут таким его ответом.

Еще пример. Вот строки из письма больной: «Мне очень помогают молитвы — «Трисвятое», «Отче наш», Иисусова молитва, «Богородице Дево». Когда я читаю молитвы, они как будто сшивают разорванную ткань моего рассудка (между прочим, есть русская сказка про то, как мужик штопал небо). А небо — это разум в человеке. Так что, возможно, мое ощущение, что молитва «сшивает» разум, правильно. Молитва, постоянно повторяемая, восстанавливает здравый рассудок...».

Врач или психолог должны знать о духовных причинах возникновения психических расстройств, а в свою очередь священнослужитель – не забывать и о индивидуально-биологических причинах психической патологии. Как справедливо сказано в «Основах социальной концепции»: «…представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами...». Соответственно и терапия психических расстройств должна определяться причинами их возникновения.

В последние 10-15 лет по милости Божией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Так, была открыта молельная комната в НИИ клинической психиатрии, восстановлен храм на территории ММА им. И. М. Сеченова. Освящен храм в институте им. В. П. Сербского. Духовное окормление больных происходит и в больничных церквах клиник им. П. П. Кащенко, им. О. В. Кербикова, Научном Центре Психического Здоровья. Совершаются богослужения в больничном храме во имя святого мученика Вонифатия в Областной психиатрической больнице (г.Москва). Больничные храмы при психиатрических лечебницах открываются и во многих других городах России. Теперь нередко проводятся научные и научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров.

Отдельно хочу сказать об одной биоэтической проблеме. В 1992 году Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) исключила диагноз «гомосексуализм» из перечня диагнозов. Это было сделано под нажимом Американской Психиатрической Ассоциации (АПА), скорее какой-то ее (и даже не самой многочисленной части). Дело в том, что около 70% американских психиатров, заполняя анонимные анкеты, по-прежнему считают подобную форму полового поведения серьезным расстройством. Сейчас, спустя 17 лет мы видим еще более тревожные перемены. Согласно DSM-4 (последнее издание «Справочника по диагностике и статистике») человек больше не считается педофилом, если он просто пристает к детям или фантазирует на предмет интимного с ними контакта. Он считается педофилом только в том случае, если осознает, что поступает плохо и испытывает на этот счет тревогу, либо если педофилия препятствует его нормальной жизни». Вот так. Комментарии, как говорится, излишни. Вот и поэтому совершенно необходимо формирование христианского отношения к душевным расстройствам. Врага нужно знать в лицо.

И, наконец, несколько слов о психотерапии. На международном конгрессе в Оксфорде в 1983 году было предложено более 200 определений понятия «психотерапия». Многие клиницисты склонны считать, что психотерапия – это комплекс терапевтических  воздействий на психику и через психику на весь организм.  «Психе», в переводе с греческого,  душа, «терапия» – лечение. То есть, если мы соединим эти два слова, то у нас получится  - лечение души, терапия души. Замечательный термин. Очень жалко, что в него порой вкладывается совершенно иное содержание.  В 2007 году Европейская ассоциация психотерапии утвердила 31 модальность, то есть 31 направление психотерапии. В США на сегодня более 1000 методов психотерапии.

Известный тибетский учитель Трунгпа  еще в 1974 году сказал, что буддизм придет на запад через психологию. И слова этого тибетца, увы, сбываются. Огромное количество методов и направлений психотерапии не могут быть приемлемы для православного человека. Подробно об этом я писал в книге «Врачевание души: истинное и ложное». Слава Богу, в последние годы появляется все больше верующих врачей и психологов.

Что открыло святое Православие уверовавшему психотерапевту? Открыло ясную мировоззренческую основу. Открыло четкое понимание, говоря языком медицины, нормы и патологии. Открыло учение о силах души, о грехе и добродетелях.  Грех стал восприниматься верующим психотерапевтом и как источник многих нервно-психических нарушений, психологических проблем, жизненных коллизий и нестроений.

Человек после грехопадения увиделся верующему православному специалисту с расщепленными силами души. После грехопадения наших праотцов, у каждого из нас, ум, сердце и воля пошли в три разные «дороги». Известный российский проповедник, протоиерей Димитрий Смирнов говорит: «Человек – это вдребезги разбитый кувшин». И исцеление души начинается с момента осознания этого обстоятельства.

Профессор Л.Ф. Шеховцова выделяет две задачи православной психотерапии. Общая – это оказание человеку помощи в осознании им психологических страстных механизмов. Я совершенно с этим согласен. И задача частная – оказание помощи человеку в решении его конкретных проблем и жизненных затруднений. И тут очень важный момент. От проблемы к осознанию греха и способам его уврачевания. За проблемами очень часто кроется грех, греховные страсти.

Вот еще очень важное обстоятельство. Религиозный конфессиональный признак психотерапии указывает на использование религиозного опыта не вообще, а конкретно православной духовности. Вот поэтому я и многие коллеги используют термин православная психотерапия.

Две формы выделяют также в православной психотерапии. Это сугубо церковная. Весь уклад церковной жизни глубоко психотерапевтичен. Хотя Церковь – это не психотерапия. Это четко надо понимать. И научно-практическая, то есть это помощь психотерапевта, клинического психолога, специалиста. Духовный опыт святых отцов и учителей церкви не может и не должен быть трансформирован в какие-то психотехники. То есть здесь нам нужно подходить очень-очень аккуратно. Принципиальное условие – это воздействие на пациента словом. Словом врача православного. Обращаю ваше внимание на «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». «В области психотерапии», — как сказано в Основах — «оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для православия».

Психотерапия может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться и т. п. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти, это, при условии его духовных усилий, возможно только Господу.

В 2005 году была  организована наша организация –  Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям.   За это время была оказана консультативная помощь более 7 тысячам человек.  По данной проблематике изданы книги и брошюры. С лекциями и беседами мы побывали во многих городах России и за рубежом. Словом, работа в этом важном направлении началась, но многое еще предстоит сделать.

Заказать книги

Архив
  • 13.12.2021

    Премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский»

    На ТВ СПАС, в серии «Святые целители» прошла премьера фильма «Святитель Нектарий Эгинский». В съемках фильма принимал участие Дмитрий Авдеев. Доктор рассказал свою историю о чудесной помощи святителя Нектария. Телеканал также выпустил отдельным трейлером беседу с Дмитрием Александровичем.
© 2007-2022, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта