– Дмитрий Александрович, разъясните – психическая болезнь и одержимость это синонимы?
– Душевная болезнь и одержимость – это далеко не всегда одно и тоже. Вот передо мной одна православная газета. Название статьи «Нужны правила общения с сумасшедшими». Предполагается, что это правила общения с больными людьми. Через две строчки слово «сумасшедший» подменяется на слово «одержимый». Еще абзацем ниже опять «сумасшедший». В финале статьи, по мнению автора, большинство из одержимых нуждается не в духовной помощи, а в незамедлительной госпитализации. Все смешалось! Как раз одержимому человеку необходима, в первую очередь, духовная помощь, а больной – нуждается в лечении, а порой и в госпитализации. Представляете, как отреагирует верующий психически больной человек на эту статью? Вы можете представить его душевное состояние? Я знаю много случаев, когда психически больные люди воспринимают свое заболевание как крест от Господа, благодарят Бога за посланную скорбь. Они растут духовно, молятся, исповедуются и причащаются. Поэтому, думать надо, прежде чем писать и говорить!
– Наверное, надо не только думать, но и разбираться в теме, на которую пишешь. В таких тонких вопросах знаний не хватает, порой не только журналистам, но и, как мне кажется, некоторым священнослужителям.
– Люди знают, к примеру, что нужно ранку промыть и обработать зеленкой или йодом. Это есть. Если высокая температура – вызвать врача, принять аспирин. Поранил пальчик – перевязать его бинтиком. Это люди тоже знают. Про психиатрию не знают ровным счетом ничего. Верующие люди иногда становятся жертвой, я не побоюсь этого слова, каких-то псевдодуховных советов и благословений. Мне известен случай, когда мать со своей больной дочерью инвалидом II группы по психиатрии, поехали к одному батюшке за советом. Батюшка не благословил дочери лечиться медикаментозно. Они поверили этому священнику. На второй день состояние дочери резко ухудшилось. Мать и дочь пришли за советом ко мне. Я, естественно, высказался в отношении возобновления лечения. На это они сказали: «А как же благословение священника?». Зависла пауза. Они с верой ехали к этому священнослужителю (молва о нем идет) и вот такой результат. Я им посоветовал еще раз поехать к этому батюшке, коль скоро они ему так доверяют, и сослаться на мнение врача-психиатра. Если и это не поможет, то за разъяснением ситуации можно обратиться и к правящему архиерею.
– Есть ли в Церкви какой-то общепринятый взгляд на природу душевных болезней?
– Существует документ, который принят тринадцать лет тому назад на Архиерейском соборе. Это документ называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Один из его параграфов посвящен психиатрии. Точнее отношению Церкви к причинам психических расстройств, а также способам врачевания больных. Я напомню, что Церковь выделяет три главных причины (три магистральных направления), по которым развиваются психические болезни, а именно: естество человека, греховные страсти и демоны. То есть выделяются индивидуально-биологические, духовно-психологические и демонические причины возникновения психической патологии. Очень важно причины эти не путать. Если перед нами больной человек, то его, прежде всего, нужно лечить. "И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех" (Сир.38:12). По мере выздоровления (когда это возможно) духовная помощь будет нарастать, а медицинская – сокращаться. Родственникам болящего следует знать хотя бы в общем виде особенности клиники и течения болезни. Нужно пытаться разглядеть какие-то предвестники обострения заболевания, чтобы «забить в набат», чтобы связаться с врачом, а духовника попросить усилить молитвы за болящего. Это очень-очень важно. Вернемся к происшедшей трагедии, к убийству протоиерея Павла Адельгейма. Если бы батюшка верно оценил, что перед ним человек психически нездоровый, то все могло сложиться иначе. Конечно, нужно было принять некоторые меры безопасности.
– Какие, например?
– Не следовало поселять этого человека в своем доме, подвергая опасности себя и домочадцев. По утверждению очевидцев, поведение молодого человека было, порой, неадекватным. Поэтому, можно было бы заподозрить психическое заболевание и выйти на психиатров. В таких случаях духовник и врач должны работать рука об руку. Я постоянно говорю о необходимости изучения будущими пастырями каких-то, пусть очень кратких, основ психиатрии. Почему я говорю о пастырской психиатрии? Дело в том, что пастырь может явиться первым человеком или одним из первых людей, кто вступает в общение с больным. И от батюшки в этот момент многое зависит. Этому вопросу не придается должного значения. Человек, к примеру, может на исповеди каяться в постоянном унынии, а вместе с тем он может быть болен депрессией. На первом этапе ему нужна медицинская помощь. По мере выздоровления «удельный вес» этой помощи будет сокращаться, а духовной – возрастать. Существуют и другие психические расстройства, которые могут «мимикрировать», трансформироваться, «надевать одежды» духовного неблагополучия.
– Вы сказали, что пастырю важно разобраться и понять, где духовные проблемы, а где проблемы психического здоровья. Как священнику в этом разобраться? Где он может почерпнуть необходимую информацию?
– Надо изучать предмет. Предмет может называться по-разному. Это могут быть либо «Основы пастырской психиатрии», либо «Вопросы клинической психиатрии». Я сделал попытку составить небольшую книжку (она состоит из пятнадцати лекций), в которой материал изложен доступным языком. Книга называется «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям. Конспект лекций». Есть и другая литература на эту тему.
– Мне известно, что Вы часто выступаете за границей с лекциями для священников, психологов, врачей. А в России Вы читаете такие лекции?
– Действительно, я последнее время часто выступаю за рубежом. К примеру, в этом месяце читаю лекции в Болгарии – в Варне (Варненской митрополии). Неоднократно выступал и в других Поместных Православных Церквях. Дома, в России, я тоже читаю подобного рода лекции, но сейчас как-то меньше стали интересоваться этой темой, меньше стало приглашений. А ведь эта проблема очень актуальна. Я приведу только некоторые цифры:
Психическое здоровье людей – это не узкомедицинские вопросы. Это, по сути, одна из приоритетных государственных проблем. Она приобретает существенное социальное «звучание». Церковь не должна молчать. Церковь и не молчит, но она должна говорить еще громче. Соработничество священника и врача (верующего врача, например) должно быть достаточно интенсивным, активным, тесным. В обществе, по возможности, нужно формировать правильное отношение к вопросам душевного здоровья и вовсе не всех психически больных записывать в разряд одержимых бесами и отправлять их на отчитки. Это четко надо понимать. Статья, которую я вам привел в самом начале – это типичная иллюстрация того, как не надо писать: одержимый, бесноватый и психически больной увы, теперь – синонимы.
Есть и другая проблема: «ярлыки» сумасшедших пытаются приклеивать ко многим преступникам. Расстрелял некто Виноградов в конце прошлого года своих коллег в офисе – тут и там слышалось, что он шизофреник. А это не так. И сегодня он уже осужден. Или американец Адам Ланза, устроивший страшную бойню в школе, жертвой которой стали десятки детей. И его преступление попытались объяснить только психиатрическими мотивами. Это неправильно. Я в свое время написал книгу, которая называется: «О психических расстройствах и патологии духа». Во многих случаях это именно «патология духа». Это глубокое повреждение души человека. Заниматься в этих случаях экспансией психиатрии непозволительно. Все должно быть к месту и ко времени. Больного человека нужно разглядеть и попытаться ему помочь. А когда, например, подростки бьют бездомного или когда 13-летние девочки идут с пивом, сигаретами и постоянно матерятся, то это уже не психиатрические проблемы. Это проблемы бездуховности, семьи и отсутствия воспитания.
– Дмитрий Александрович, некоторые люди считают, что психически больных людей лечить необязательно, а нужно отчитывать. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Во-первых, это дело пастыря. Многие батюшки очень грамотно подходят к этим проблемам. Но далеко не у всех есть четкие представления о природе психических расстройств. Мне, например, известен случай, когда один священник решил, что только духовными способами можно помочь человеку. Отменил ему лечение, а через некоторое время больной закончил жизнь самоубийством. Другой случай произошел в Румынии. Там предстал перед судом иеромонах, который заморил голодом одну монахиню, полагая, что только таким непомерным постом ей можно помочь. У нее была, как я теперь понимаю, тяжелая шизофрения. В результате такого «духовного» эксперимента сестра скончалась. Приведу цитату из Основ социальной концепции. «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами...». Посмотрите, как точно сказано. Еще раз повторю, что пренебрегать психиатрической помощью нельзя. Но и духовные проблемы не следует пытаться врачевать пилюлями и уколами. Будем надеяться, что с Божией помощью ситуация изменится к лучшему.
– Спасибо большое, Дмитрий Александрович.
– Благодарю и Вас за интерес к этой теме.
Яна Беседина