Запись на консультацию по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Вестник » Душеполезное чтение » Житие преподобного Пимена Многоболезненного
Житие преподобного Пимена Многоболезненного

Житие преподобного Пимена Многоболезненного

Вестник, Душеполезное чтение, 2012
Приступая к повествованию о блаженном Пимене, заметим, что здесь мы познакомимся с великими его страданиями и узнаем о примере безропотного перенесения недугов и научимся, как переносить доблестно, с благодарением, болезни телесные и как в немощи совершается сила Божия.

Блаженный Пимен родился на свет больным, больным он и вырос. Но сия телесная болезнь не дала в нем места болезни душевной. Он был чист от всякого порока и от утробы матери не знал скверного греха. Много раз молил он родителей своих отдать его в монастырь, где бы он мог принять пострижение в иноческий образ; но чадолюбивые родители не хотели расставаться с сыном. Они желали иметь его наследником по смерти своей и потому отказывались исполнить его просьбу.

Однажды тяжко занемог блаженный. Казалось, что он уже был близок к смерти; все отчаялись в его жизни. Тогда, понужденные несчастием, родители принесли сына в Печерский монастырь и стали просить преподобных отцов молиться о болящем, чтобы Господь исцелил его от недуга. Преподобные же отцы те, несмотря на продолжительную и усердную молитву, не могли оказать ни малейшей пользы болящему, ибо молитва его преодолела молитвы всех. Сам болящий не просил себе здоровья у Господа, но, напротив, молился о продолжении болезни, зная, что если он был бы здрав, то родители взяли бы его из монастыря и лишили осуществления заветного желания. Так как отец и мать были здесь и не давали возможности сыну принять пострижение, то блаженный впал в великую печаль и прилежно начал молиться Богу об исполнении желания своего и вот, в одну ночь, когда слуги и родители его спали, вошли к нему светлые ангелы, одни  в образе прекрасных юношей, другие в образе игумена и братии, неся в руках свечи, Евангелие, власяницу, мантию, куколь и все, что необходимо для пострижения, и сказали ему: «Желаешь ли, чтобы мы постригли тебя?» Блаженный же с радостью отвечал: «Ей! хочу! Бог послал вас, Господие мои; молю, исполните желание сердца моего». Тогда они начали предлагать вопросы, совершая все по порядку, как пишется в уставе иноческого пострижения.

Итак, постригли его в великий ангельский образ, облекли в мантию и куколь, нарекли его Пименом. Вручив же ему, по обычаю, свечу горящею, сказали: «Сорок дней и ночей пусть не угасает свеча эта». Вместе с тем они предсказали ему всегдашнее страдание от телесных болезней, заметив при этом, что получение здравия будет знамением наступления смерти. Совершивши все это, они лобзали его и ушли в церковь, взяв власы его в убрус, который положили на гроб преподобного Феодосия.

Братия же, находящаяся вблизи в келлиях своих, услышав глас пения, разбудила прочих, полагая, что игумен с некоторыми постригает болящего, или что болящий уже преставился, и поэтому все вместе пришли в ту келлию, где лежал блаженный. Но придя, нашли тут всех спящими; отец, мать и слуги также спали. Между тем, всюду распространялось благоухание; болящий, находясь в бодрственном состоянии, был исполнен радости и веселия и облечен в иноческую одежду. Братия тогда с удивлением спросили болящего: «От кого, брате, принял ты пострижение? и что за пение слышали мы здесь, коего, однако, родители, бывшие у одра твоего, не слышали?» Больной отвечал: «Думаю, что игумен, придя с братиею, постриг меня и назвал Пименом; те-то и песнопения совершали, что вы слышали, и свечу, которую вы теперь видите, дали мне, сказав при этом, что она будет гореть непрестанно в продолжение сорока дней и ночей. Власы же мои взяли они в убрус и отправились с ними в церковь». Слыша это, братия тотчас отправилась к церкви. Церковь оказалась запертой. Тогда разбудили пономарей и спросили их: не входил ли кто в церковь после повечерней молитвы? Они отвечали, что никто не входил, так как и ключи спрятаны у  экклесиарха. Разбудили и экклесиарха: тот взял ключи, которых не давал никому, и пошел в церковь, и вот на гробе преподобного Феодосия нашли власы, лежащие в убрусе. Тогда рассказали обо всем этом игумену. Игумен же, весьма удивившись, начал искать тщательно, кто бы мог постричь сего блаженного Пимена, но не находил такового. И всем стало понятно, что это совершилось по Промыслу и воле Божией свыше, чрез святых Ангелов Господних.

Игумен с братией рассуждали, можно ли вменить то пострижение блаженного во уставное пострижение? Но так как имели свидетельство, именно власы, найденные на гробе преподобного Феодосия и чудесно сюда перенесенные, а также свечу, неугасаемо горящую в продолжение сорока дней; взирая на все это, игумен с братиею признали излишним творить над преподобным свое пострижение, но только сказали: «Довольно, брат Пимен, тебе; ты от Самого Бога получил иноческий образ и нареченное имя. Но только скажи нам (спрашивал его игумен, придя с книгами пострижения): каковы были постригшие тебя? и не оставили ли чего-нибудь написанного в книгах этих?» Блаженный же Пимен сказал игумену: «Почто меня искушаешь, отче! Ты сам, со своею братиею, придя сюда, совершил надо мною все, что написано в книгах этих. При этом сказал мне еще и то, что во всю жизнь мне предстоит пребывать в болезни, и что здравие, дабы я мог своими руками понести свой одр, будет подано мне пред исходом моим. И теперь прошу, моли о мне, отче святый, да подаст мне Господь терпение». Слыша это, все оставили его с миром. Блаженный же Пимен, согласно пророчеству постригших его, много лет лежал в тяжкой и весьма мерзкой болезни, так что прислуживавшие ему гнушались, неоднократно оставляя его без пищи и пития в продолжение двух и даже трех дней. Он же с радостию все терпел и благодарил о всем Бога.

Случилось, некогда, что один больной был принесен в монастырь Печерский и пострижен. Братия же, заботящаяся о служении больным, взяла и этого и принесла к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе; но часто службой этой пренебрегала, оставляя забытыми обоих болящих; они изнемогали от жажды. Тогда блаженный Пимен сказал другому болящему: «Брат! Так как прислуживающие нами гнушаются, то хотел ли бы ты быть на службе этой, если бы восставил тебя Господь?» Больной обещал блаженному, что он будет до смерти своей усердно служить болящим. Блаженный Пимен сказал ему: «Вот, Господь отнимает болезнь твою от тебя и, сделавшись здравым, исполни обещание твое, служа мне и подобным мне. На нерадивых же о таковом служении Господь наведет болезнь лютую, чтобы они, наказанные так, получили спасение».

Больной тотчас поднялся совершенно здравым и начал служить преподобному Пимену, а прежние его прислужники, гнушавшиеся своего дела — служения больным, были объяты недугом, по слову блаженного. Исцелившийся от недуга брат служил усердно, но, побыв немного в таковом деле, и он уклонился от Пимена вследствие мерзкой болезни блаженного, и оставил его без хлеба и воды. Удалившись же, лег в одной храмине для отдыха. И вот внезапно поразил его огненный недуг и, не в силах будучи встать и стерпеть трехдневной жажды, он начал кричать: «Спасите меня, ради Господа, ибо умираю от жажды». Братия, услышавши крик, пришла к нему и, видя его, одержимого лютым недугом, сообщила об этом блаженному Пимену, говоря: «Брат служивший тебе, умирает». Блаженный же Пимен сказал: «Еже, аще сеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). Так как оставил меня без пищи и пития, то и сам восприял это, солгавши Богу и презрев слабость мою. Но так как мы научены от Господа не воздавать зла за зло, то пойдите и скажите: «Пимен зовет тебя; вставай и иди». Когда пришедшие произнесли это больному, он почувствовал себя здравым и, вставши, сам пришел к блаженному.

Блаженный увещевал его, говоря: «Маловерный! Вот ты теперь здоров; смотри, не согрешай больше. Не знаешь ли, что равную мзду иметь будут — болящий и служащий ему, ибо терпение убогих не погибнет до конца; но, получая здесь скорбь и тугу, они будут иметь радость и веселие там, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Ради этого, брате, я и терплю сие. Бог же, Который тебя исцелил, по моей молитве, от недуга твоего, может и меня восставить от одра сего и исцелить болезнь мою. Но сам я не хочу этого, ибо — «претерпевый до конца», сказал Господь, «той спасен будет» (Мф. 10, 22). Лучше в жизни этой я сгнию весь, зато в будущей плоть моя будет без истления. Здесь потерплю смрад, зато там исполнюся неизреченного благоухания. Добро, брат, и великое счастье предстоять в светлом, чистом и пресвятом месте в церкви, где невидимо с ангельскими силами воссылается песнь Богу, ибо церковь — небо земное нарицается, и стоящие в ней, как бы на небеси предстоят. И что значит эта темная и смрадная храмина, не прежде ли это суда — суд и прежде бесконечныя муки — мука. Но кто с благодарением и покорностью терпит здесь, тот достойно может сказать: «терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс. 39, 2). Утешая таковых и апостол говорит: «аще наказания терпите, яко сыновом обретается вам Бог, аще ли без наказания есте, убо прелюбодейчище есте, а не сынове» (Евр. 12, 7). Увещевает нас, братие, к перенесению страдания и Господь, говоря: «в терпении вашем стяжите души ваша». Наставленный таковым увещанием блаженного, брат был глубоко тронут и с тех пор неотступно служил святому Пимену. Доблестный же страдалец и достойный подражатель праведного Иова, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал одержимый страданиями своими в продолжение двадцати лет.

Но вот приспел час и время преставления преподобного. Во святом Печерском монастыре явилось знамение. Ночью над трапезною показалось вдруг три огненных столпа и отсюда простирались они вверх по направлению к церкви. Бог весть, о чем говорило сие дивное знамение! Но истинно то, что Бог, в Троице прославляемый, творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный, уже прислал Ангелов Своих за душой Многоболезненного Пимена, ибо в тот день страдалец Пимен внезапно почувствовал себя здоровым и узнал час исхода своего, как предсказали ему постригшие его. Воставши от одра своего, преподобный обошел все келлии, поклонился всем и простился с братиею смиренно. Болящим же братиям сказал: «Друзья мои и братия! встаньте и проводите меня», — и тотчас, по слову преподобного, болезни их исчезли, и встав на ноги свои здравыми, они пошли со своим благодетелем. Он же, войдя в церковь, причастился Божественных Таин, и после этого, взявши погребальный одр, без постороннего указания пути понес его к пещере, в коей никогда не был и которую не видел от рождения своего.

Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония и показал место, где желал быть положен. Затем, преподобный на время замолчал и потом, обратившись к братии, торжественно сказал: «Вот, братие, пришли теперь постригшие меня, чтобы взять меня с собою», и вслед за этими словами возлег на одр и успе о Господе. Братия же с великою честию положила его на показанном месте в пещере и восхвалила Господа, дивного во святых Своих. Ему же слава, честь и держава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь
преподобному Пимену Многоболезненному,
глас 5

Богоносного Антония смиренномудрием подражая, терпением Иову подобяся, не исцеления от болезни, но паче протяжения тоя желал еси себе, терпеливодушне Пимене, да не како здрав быв, и места сего родительми исторжен, сожития преподобных и чина их лишишася, тем паче надежды самих Ангел пострижен был еси, с нимиже моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Вопросы
Доктору Авдееву

Все вопросы
  • 20.01.2017

    Жизнь дана нам Господом

    Аборт – это убийство ребенка во чреве матери. К великой скорби, миллионы нерожденных детишек по всему миру умерщвляются в материнской утробе. Этот факт не укладывается в голове. Умертвляются дети самими матерями! По их желанию или с их согласия. И цифры абортов, к великому сожалению, не только не снижаются, а даже растут. Сегодня встречаются девочки 13-14 лет, которые уже совершили этот страшный грех. 13 октября 2016 года западные СМИ сообщили о сенсационном открытии европейских ученых: сердце человека «стучит» ранее, чем на 16-й день после зачатия, пишет сайт «Русские матери». Ранее в науке бытовало мнение, что сердце ребенка начинает биться, как минимум, на неделю позже. В три месяца врачи перестают называть малыша зародышем. Это уже сформированный плод, которому осталось только вырасти и созреть. Я не забуду, как один старенький священник уговаривал молодую женщину не делать аборт. По щекам у батюшки текли слезы. Он говорил ей про грех детоубийства, и еще много-много о чем. Когда у старца кончились «аргументы», то он воскликнул: «А может в твоей утробе святой, а может это кормилец твой в старости. Опомнись! Жизнь дана нам Господом!»…

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

Новости

Архив
  • 25.05.2017

    Добрая книга ребенку

    25 мая 2017 года, в Праздник Вознесения Господня, каждому выпускнику младшей школы Православной гимназии в Троице-Лыково города Москвы вручили книгу Дмитрия Авдеева «Венец святости». На имя автора книги поступило благодарственное письмо от руководства гимназии, в котором, в частности, сказано: «Уважаемый Дмитрий Александрович, сердечно благодарим Вас за книгу «Венец святости», предоставленную в дар учащимся нашей гимназии. Книга особенно ценна для нас тем, что представляет собой сборник рассказов о святых, наиболее почитаемых в России. Рассказы о жизни святых изложены кратко и понятно. Язык повествования близок детскому восприятию. От каждого рассказа веет благоговением к святому и любовью к маленьким читателям. Вы не просто описываете наиболее яркие моменты из жития святого, но, как бы включаете читателя в общение с этим святым. Рассказы оставляют светлое, радостное чувство причастности к жизни святого, укрепляют любовь к нему, побуждают читателя обратиться к святому. На наш взгляд, это самая главная задача рассказов о святых. Еще раз благодарим Вас за этот добрый подарок детям».
  • 04.05.2017

    Новые книги Дмитрия Авдеева в Румынии

    В румынском православном издательстве «Eremit» переведена на румынский язык и увидела свет книга Дмитрия Авдеева «Как сохранить душевный мир». Издание содержит избранные интервью автора церковным и светским СМИ.
  • 23.03.2017

    Книги Дмитрия Авдеева в немецком издательстве

    В немецком издательстве «Sanktum», увидели свет четыре книги Дмитрия Авдеева: «Психиатрия, психотерапия: православный взгляд. Избранные лекции», «100 вопросов православному психотерапевту», «У святынь Греции и Кипра» и «Мысли о женской душе» (две последние книги в соавторстве с православным журналистом Яной Бесединой). Книги изданы на русском языке. Данное издательство специализируется на печати книги под заказ, и мы надеемся, что с изданными книгами смогут ознакомиться русскоязычные читатели из разных стран.

Социальные проекты

Вы можете принять участие в издательских и социальных проектах

Ознакомиться с проектами
Наши реквизиты

© 2007-2017, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта