Запись на консультацию по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Статьи и интервью » Вехи истории отечественной психиатрии: взгляд православного врача

Вехи истории отечественной психиатрии: взгляд православного врача

Вестник "В помощь страждущей душе", 2012
С момента крещения Руси врачевание находилось под покровительством Православной Церкви. Еще святой равноапостольный князь Владимир в своем церковном Уставе (ок. 997 г.) объявлял «лечцов» (врачей) — людьми церковными, подвластными епископу. В XVI веке, на Стоглавом соборе (1551 год) Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению Стоглавого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления собора уточнили и расширили их обязанности. Так на Руси стал формироваться монастырский период психиатрии, когда государство, не имея психиатрических лечебниц и врачей-психиатров, возлагало на монастыри призрение психически больных людей. Психиатрии как медицинской науки еще не существовало. Этот этап продолжался примерно до середины XVIII века.

Но сила Божия в немощи человеческой совершается (2 Коринф. 12, 9). Отсутствие профессиональных знаний компенсировалось христианским милосердием и сострадательностью. Больной человек был не лишним и не чужим, а братом во Христе, нуждающимся в помощи и участии. В служении больным монастырская братия видела служение Самому Христу.

Отношение к психически больным в России всегда было значительно гуманнее, чем в Европе. К примеру, лишь в 1792 году французский врач Филипп Пинель первым на Западе снял кандалы с психически больных . К концу XVIII века происходит накопление сведений о симптомах и синдромах психических расстройств. В нашей стране появляются первые психиатрические лечебницы. Возникают первые научные разработки по лечению душевных болезней. Мир узнает первых профессоров психиатрии.

В 1775 году, когда Россия была разделена на губернии, при всех губернских управлениях были учреждены Приказы общественного призрения , которые начали открывать психиатрические отделения при больницах, а также строить специальные дома для умалишенных. Государство, оказывая помощь душевнобольным людям, сохраняло  традиции милосердия и человеколюбия. В 1828 году была организована образцовая по тому времени лечебница для душевнобольных в честь иконы Божией  Матери «Всех скорбящих Радость». Большую и плодотворную деятельность проводило Петербургское Общество попечения о душевнобольных. Общество имело свои подразделения во многих губерниях. Так стараниями членов этой организации были собраны достаточные материальные средства, благодаря которым удалось открыть много новых психиатрических заведений. Среди них: санаторий-приют для выздоравливающих душевнобольных (Санкт-Петербург), несколько лечебниц для спокойных душевнобольных и больных детей (такие лечебницы были открыты в разных городах России). В Совет Общества входили многие известные люди: богатые промышленники, купцы, генералы, деятели культуры.

Первым представителем русской университетской психиатрии можно считать И.М.Балинского. После  возвращения из заграничной командировки, где он знакомился с организацией психиатрической помощи, Балинский в 1867 году был назначен профессором психиатрии Военно-медицинской Академии. Свою лечебную и преподавательскую деятельность он осуществлял на базе психиатрического отделения, открытого при II военно-сухопутном госпитале. Кроме того, И.М.Балинский разрабатывал план устройства окружной больницы в Харькове, редактировал проекты лечебниц в Казани, Твери, Владимире, Одессе, Киеве. В 1862 году им основано «Общество санкт-петербургских врачей для помешанных», а в 1880 году оно было переименовано в «Петербургское общество психиатров». Балинский часто выступал в качестве эксперта в окружном суде и судебной палате по уголовным и гражданским делам.

Преемником профессора Балинского можно назвать И.П.Мержеевского. Он получил диплом врача в 1861 году и свою деятельность начал в качестве ординатора в клинике своего учителя. С 1872 по 1875 годы Мержеевский стажируется в Берлине, Геттингене, Париже. Потом он много работает и занимается научными исследованиями, а в 1877 году возглавляет Петербургскую кафедру психиатрии. Его заведование продолжалось без малого 20 лет. И.П.Мержеевский подготовил более 50 врачей-психиатров, из которых 11 стали преподавателями и профессорами. Вклад профессора Мержеевского в становление русской земской психиатрии был огромен.

Современником Мержеевского был выдающийся русский психиатр В.Х.Кандинский (1849-1889). Его монография «О псевдогаллюцинациях» актуальна и в наше время. Кандинский был тончайший исследователь и клиницист. Своей научной деятельностью он обогатил не только русскую, но и мировую психиатрию. С 1881 до конца жизни Кандинский оставался старшим ординатором психиатрической клиники святителя Николая в Петербурге (ныне 2-я психиатрическая больница). В.Х.Кандинский первым дал классическое определение (1885) псевдогаллюцинаций как особого признака психических заболеваний. Эти исследования положили начало учению о «синдроме психического автоматизма». Впервые в отечественной медицине обосновал понятие психопатий.

В Москве первая психиатрическая клиника была открыта лишь в 1887 году. Ее открытие было приурочено к I съезду русских психиатров в Москве. Она была рассчитана на 50 коек. Первым директором этой клиники был известный невропатолог А.Я.Кожевников. Однако ему с трудом удавалось совмещать преподавание нервных и психических болезней. Фактическим руководителем клиники стал молодой доцент Сергей Сергеевич Корсаков – будущая слава русской, да и европейской психиатрии. Сергей Корсаков родился в 1854 г. во Владимирской губернии. В 1870 году он  был принят на медицинский факультет Московского университета. По окончании его, в 1875 г. Корсаков поступил штатным ординатором в московскую Преображенскую больницу, после чего вскоре, в целях усовершенствования в нервных болезнях, сделался ординатором в клинике Кожевникова.

Интересно одно воспоминание Корсакова: «Когда я по окончании курса, — говорит он, — пришел в московскую Преображенскую больницу, чтобы поступить туда врачом, тогдашний главный врач, психиатр, пользовавшийся заслуженной известностью, сказал мне: «В университете ведь вас мало учили психиатрии; вы даже, вероятно, не знаете, как связывать», и первый мой урок был урок связывания. «Трудно поверить всему этому, — прибавляет Корсаков,— а между тем это все было и было вовсе не так давно». В 1887 году С.С.Корсаков блестяще защитил диссертацию на тему «Об алкогольном параличе». Синдром Корсакова (разновидность амнестического синдрома) навсегда остался в психиатрии, благодаря прекрасному описанию ученым этого психопатологического состояния.

Эпоха Корсакова характеризуется коренным преобразованием подходов к лечению и уходу за психически больными людьми. Корсаков снял решетки с оконных рам психиатрических лечебниц. Он справедливо полагал, что больница – это не тюрьма. Доктор Корсаков настолько любил больных, что даже буйные душевнобольные, нередко, успокаивались при виде доброго профессора. Умер Корсаков достаточно молодым от болезни сердца. Оплакивала великого врача вся Москва. Ближайшими сподвижниками Корсакова были В.П.Сербский и Н.Н.Баженов. Со своим учителем их, прежде всего, объединяли любовь к больным и к психиатрии.

Шло время. Случившийся в октябре 1917 года коммунистический переворот разрушил все формы общественной и духовной помощи психически больным. Создавшаяся в последующие годы психиатрическая служба полностью исключила влияние Православной Церкви и общественных, благотворительных организаций на оказание помощи душевнобольным. Октябрь 1917 года и коммунистическое учение, краеугольным камнем которого является атеизм, принесли известные миру драматические последствия. Что же произошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотской реальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы, рефлексы и поведенческие реакции). Личность также стала рассматриваться с физиологически ориентированных точек зрения. Духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто. А взамен ему пришло биологическое. Человек стал восприниматься «винтиком» большой машины (государства). В сталинские времена исследователи и врачи, опасаясь преследований, с большой осторожностью произносили такие слова, как «душа», «внутренний мир», «личность». Изгонялось и уничтожалось все, что могло помешать партийцам и их власти.

Обстановка в зарубежной психиатрии как бы способствовала формированию «обновленческих взглядов». В Европе психиатрия развивалась на основе рационалистических идей. Душевные проблемы и болезни стали составлять исключительно компетенцию психиатрии. Священник и церковные Таинства оказывались как бы и не нужны. Известные профессора  наперебой пытались выразить свое негативное отношение к религии. Если бездуховность была, к примеру, для французской психиатрии закономерным явлением, так как французские философы XVIII – XIX столетия были убежденными материалистами (Вольтер, Дидро, Гольбах, Монтескье, Прудон), то немецкая психиатрия в этом смысле имела иное наследие. В Германии долгое время в качестве причин душевных болезней религиозные идеи были доминирующими.

Немецкая психиатрия «подпитывалась» в то время идеями философов-идеалистов (Кант, Шеллинг, Гегель, Фихте). К примеру, немецкий профессор-психиатр Гейнрот, автор термина «психосоматика» (1773 – 1843) в числе главных причин психических расстройств называл: порочность души, патологию духа, безнравственность. А другой представитель немецкой психиатрии – Идлер (1795 – 1860)  даже психозы рассматривал как непомерно разросшиеся страсти. И вот какой духовный регресс. Уже совершенно удручающую картину мы наблюдаем в 20-е годы XX столетия: Шнайдер: «Проявления религиозной жизни — психическая болезнь»; Рейн: «Религиозные идеи — это навязчивости». Австрийский психиатр, основоположник психоанализа и воинствующий атеист Зигмунд Фрейд  утверждал, что «религия — это массовое безумие».

К тридцатым – сороковым годам XX столетия в среде психиатров, да и ученых других специальностей, за редким исключением, повсеместно складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Но и в то тяжелое время были среди крупных ученых-медиков настоящие подвижники, сумевшие пронести через всю жизнь глубокую веру в Бога и христианское благочестие. Это профессор-психиатр Д. Е. Мелехов, хирурги С. С. Юдин и ныне прославленный в лике святых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), академик-офтальмолог В. П. Филатов и другие.

Подробнее хочется сказать о Дмитрие Евгеньевиче Мелехове (1899 – 1979). В одном из писем Дмитрия Евгеньевича можно найти такие слова: «Моя основная сфера — каждодневный труд, как у монаха монастырское послушание». Близко знавший профессора Мелехова, протоиерей Глеб Каледа писал о нем: «Д. Е. Мелехов жил насыщенной духовной жизнью, общаясь с верующими мирянами, священниками, что уже само по себе было далеко не безопасно. В этом отношении он принадлежал к числу немногих деятелей науки в истории отечественной медицины, которые остались верными религиозным идеалам и развивали в своей области взгляды, выходящие за пределы материалистического миропонимания.

Как православный человек, ученый и гражданин Д. Е. Мелехов стремился воплотить потребность в духовной жизни непосредственно в своей практической и научной деятельности. Он всегда с готовностью консультировал верующих душевнобольных, которые не могли рассчитывать на правильное понимание своих болезненных переживаний большинством психиатров, воспитанных на одномерном, материалистическом видении мира и нередко расценивающих обычные религиозные взгляды пациентов как патологический феномен. Дмитрий Евгеньевич считал своим долгом пестовать кадры православных врачей-психиатров, которые смогли бы оказать адекватную помощь верующему человеку с нарушением психики.
Уникальный в наши дни опыт верующего ученого, психиатра и врача нашел воплощение в работе Д. Е. Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни», которая задумана автором как практическое пособие, адресованное и церковным служащим и медикам одновременно».

В последние два десятилетия по милости Божией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Так, была открыта молельная комната в НИИ клинической психиатрии, восстановлен храм на территории Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, освящен храм в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Духовное окормление больных происходит и в больничных церквах клиник им. П. П. Кащенко, им. О. В. Кербикова, в Научном центре психического здоровья. Совершаются богослужения в больничном храме во имя святого мученика Вонифатия в Областной психиатрической больнице. Это московские клиники. Постепенно духовное окормление больных налаживается и в регионах.
 Некоторые православные врачи-психиатры были рукоположены в священный сан (игумен Валерий (Ларичев), протоиерей Алексий Бабурин, священник Владимир Новицкий и др.). Священник теперь, согласно принятому в Российской Федерации Закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», может беспрепятственно посещать больного в стационаре и духовно окормлять его. Увы, иногда встречаются нарушения Закона в этой части, но это предмет особого разговора.

Теперь нередко проводятся научные и научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. Этой проблеме был посвящен ряд очень полезных встреч в Издательском отделе Московской Патриархии. В декабре 1995 года состоялся первый семинар по монастырской медицине с приглашением психиатров. Этой теме был посвящен пастырский семинар, проходивший в Свято-Даниловом монастыре в начале 1997 года. В психотерапевтической энциклопедии, вышедшей в свет в 1999 году, помещена солидного объема статья под названием «Православная психотерапия». Вопросы психического здоровья неоднократно поднимались на Съездах православных врачей, Рождественских Чтениях и многих других церковных конференциях, посвященных православному врачеванию. В некоторых духовных школах учащиеся знакомятся с основами пастырской психиатрии.

В 1996 году начал свою деятельность Душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Опубликован ряд книг, брошюр и статей, освещающих проблемы духовности в психиатрии, психотерапии, психологии. Стали организовываться Центры православной психологии. В 2005 году  в Москве был организован Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям.

Словом, работа в этом важном направлении началась, но многое еще с Божией помощью предстоит сделать. Именно соработничество врача и священника в деле душепопечения страждущих дает наилучшие результаты. Современный этап психиатрии создается сегодня и зависит от нас, уважаемые коллеги, от нашей веры, благочестия, любви к больным и, конечно, профессионализма. Какой путь изберет отечественная психиатрия? Этот вопрос пока остается открытым.

Д.А.Авдеев


 

Литература

1. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни. // Душа моя – храм разоренный. М. «Русский Хронограф». 2005.
2. Каннабих Ю.В. «История психиатрии», М., 2012, 426с.
3. Авдеев Д.А. Душевные болезни: православный взгляд. – М., «Софтиздат», 2010, 200с.
4. Котов И. В. Психическое здоровье народа как проблема церкви и государства // Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия. Минск, М., 1999, с. 151-161.
5. Швецов Валерий свящ. Взаимодействие пастыря с психологами и врачами в деле душепопечения // Знаменские чтения 2000-2004. Сборник материалов. – СПб., 2006, с. 289-300.

Новости

Архив
  • 12.08.2017

    Новая книга рассказов Дмитрия Авдеева

    В издательстве «Триумф» издана новая книга Дмитрия Авдеева «Небо близко. Рассказы и воспоминания». В книгу вошли новые и ранее изданные рассказы, эссе, путевые заметки и дневниковые записи. Автор писал о дорогих его сердцу впечатлениях, воспоминаниях, встречах. В книге шесть глав: «Строчки из сердца», «На Святом Афоне», «Духовные встречи», «Записки паломника», «Из врачебного дневника», «Рассказы».
  • 26.06.2017

    Фильм «Матильда» - хула на святого Царя

    Дмитрий Авдеев и сотрудники Центра Православной психотерапии поставили свои подписи за запрет показа антироссийского и кощунственного фильма «Матильда», оскорбляющего чувства православных верующих и оскверняющего образы святых Царственных Страстотерпцев: Императора Николая II и Его умученной Августейшей Семьи.

Социальные проекты

Вы можете принять участие в издательских и социальных проектах

Ознакомиться с проектами
Наши реквизиты

© 2007-2017, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта