Запись на консультацию по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Статьи и интервью » Подвиг христианского мученичества: психологические аспекты бесстрашия

Подвиг христианского мученичества: психологические аспекты бесстрашия

Подвиг мученичества со времен первых мучеников за веру Христову считался подражанием мученичеству Господа нашего Иисуса Христа. Сам Спаситель был первый мученик. Мученичество всегда воспринималось Церковью как свидетельство. Греческое слово «martyrion» имеет два значения: мученичество и свидетельство. Своими страданиями за Христа мученики свидетельствовали о вере. Кровь христианских мучеников была, по выражению Тертуллиана, семенем новых христиан. Полагать, что мученики не боялись смерти – не верно. По своей природе человек боится смерти. Любовь к жизни закладывается Творцом человеку от рождения. О естественном характере страха перед смертью говорили и Отцы Церкви. Так, например, преподобный Анастасий Синаит характеризовал природную человеческую волю как любящую жизнь и ненавидящую смерть. Человек стремится к бессмертию. Именно по этому, - по мысли преподобного Анастасия, - он любит жизнь. Моление Господа нашего Иисусу Христа в Гефсиманском саду свидетельствует о том, что любовь к жизни является естественной. Но Спаситель показывает нам, что человек может превзойти свое естество. Для этого нужны благодать Божия и личная решимость на совершение своего подвига.

Каждый христианин с детских лет знает, к примеру, святых великомучеников Пантелеимона, Георгия и Димитрия. Подвиги, страдания и чудеса  этих дивных святых юношей, принесших себя Христу без остатка, умиляют до слез. Известно также, что сверхчеловеческое мужество, стойкость и бесстрашие святых мучеников производили на язычников такое неотразимое впечатление, что некоторые из них (а часто во множестве) бросали орудия пыток, объявляли себя христианами и сами становились мучениками.

По всему христианскому миру известны подвиги великомучениц Екатерины и Варвары. С особой любовью и почитанием я всегда молюсь святому мученику Трифону, который испросил у Господа перед своей кончиной благодать молиться и помогать всем обращающимся к нему за помощью. Примеров не счесть. В благочестивых семьях на Руси в прошлом (радует, что все чаще  и в наше время) любимейшим чтением были жития святых, составленные святителем Димитрием Ростовским. В этих книгах с такой яркостью и убедительностью повествуется о подвигах мучеников за веру Христову.

Среди мучеников за веру были и дети, и  женщины. Вместе с мужчинами идет на костер христианка из Пергама Агафоника, отказавшись принести жертву языческим богам. Пытки и издевательства показывали  силу духа христиан. Окружающие люди понимали, что мучеников поддерживает Сам Господь. Вряд ли реальной была возможность выжить после таких страданий и издевательств, однако они свидетельствовали, что истинно верующие не будут оставлены.

Из истории Церкви известны случаи, когда, например, человек претерпевал страшные муки за веру Христову, но потом возгордился или не простил своих обидчиков и отказывался от Христа. Благодать Божия отходила от такого человека.

Как можно было переносить лютые страдания и муки? Ответ очевиден. Крепкая  вера, бескомпромиссный и твердый выбор в пользу Бога, глубочайшее смирение, горячее желание быть всегда со Христом и как следствие дар от Господа перенести страдания. Один пожилой архиерей рассказывал мне как его били за Христа в Страстную пятницу, а он испытывал даже некоторое блаженство от этой пытки. В душе  мученика Христова возгарается огонь любви Божией и этот огонь помогает переносить ему страдания.

После десятилетий гонений и преследований, Русская Православная Церковь возрождается на крови новых российских мучеников. Сонм мучеников и исповедников Российских вкупе с Царственными мучениками воссиял на Небе и молится ко Владыке Жизни о своей земной Родине – России.
Мучениками не становятся просто так. Мученичество – это милость Божия к человеку. Мученичество – это великий дар Божий. И мне хочется затронуть тему личной решимости, человеческого участия в перенесении мученических страданий.

Я врач и психолог. Постоянно веду консультативный прием. К примеру, я вижу, что одной из главных психологических проблем современного человека является безволие. Своего рода душевная дезинтеграция. Такое состояние, при котором силы души (ум, сердце (чувства) и воля) устремлены в разные стороны. Человек становится неспособен управлять собой, направлять себя в нужное русло. Ему становится не под силу противостоять греху. Он не способен к самопонуждению, к самопреодолению.  Бог не спасает нас без нас. Личная решимость и помощь Божия –  это как два крыла  у птицы. Только в этой синергии происходит спасение человека.

Мы, верующие православные врачи, с уверенностью заявляем о том, что подавляющее большинство  психических расстройств связаны со грехом, с повреждением души человека греховными страстями. Многие молодые люди в погоне за призрачными наслаждениями употребляют наркотики, злоупотребляют алкоголем; другие – долгими часами, а порой и целыми днями проводят время за компьютерными играми или перед телевизором. Может ли человек с расслабленной психикой, сластолюбивый и безвольный стать святым мучеником? Может ли такой человек страданиями за Христа свидетельствовать о вере? По своему  человеческому устроению – нет. Конечно, Богу все возможно. И мы знаем, например, житие святого мученика Вонифатия, который сделался глашатаем христианской веры мгновенно. Есть у нас и другие подобные примеры. Но это особый Промысел Божий о человеке.

Скорее всего, в массе своей подобная душевная дезинтеграция не способствует тому, чтобы человек имел решимость, если потребуется, мученическим подвигом засвидетельствовать свою веру, стать мучеником. И не только мучеником за веру. Но также стать и смелым, отважным, решительным человеком. Оплотом своей семьи, защитником отечества, покровителем младших, слабых и больных. В связи с этими обстоятельствами мы должны обращать особое внимание на воспитание подрастающего поколения.

Примеры христианских мучеников должны стать путеводной звездой, своеобразным маяком в вопросах воспитания. На этих примерах мы и должны воспитывать молодежь. К примеру, писательница Евгения Тур в XIX в. была одним из самых популярных авторов. Ее книги для юношества выдержали множество переизданий. Наиболее известные романы и повести писательницы посвящены жизни первых христиан. Стойкость мучеников, непоколебимость их веры, бесстрашие перед мучителями, верность Христу вызывали, поистине восхищение и желание быть хоть как-то похожим на святых мучеников.

Дмитрий Авдеев

Новости

Архив
  • 25.09.2017

    Благодарим за святые молитвы и помощь!

    В сентябре этого года Дмитрий Александрович заболел и перенес сложную операцию. Сейчас доктор Авдеев проходит восстановительную терапию, и состояние его улучшается. Лечение еще потребует немало сил и времени. Мы от души благодарим всех, кто молился, присылал письма, смс, звонил, присылал денежные переводы. За всех мы молимся поименно, подаем записки в храм. Спаси и сохрани вас Господи! В октябре, если Господь благословит, мы начнем понемногу записывать к доктору Авдееву на личный прием и на скайп-консультации.
  • 12.08.2017

    Новая книга рассказов Дмитрия Авдеева

    В издательстве «Триумф» издана новая книга Дмитрия Авдеева «Небо близко. Рассказы и воспоминания». В книгу вошли новые и ранее изданные рассказы, эссе, путевые заметки и дневниковые записи. Автор писал о дорогих его сердцу впечатлениях, воспоминаниях, встречах. В книге шесть глав: «Строчки из сердца», «На Святом Афоне», «Духовные встречи», «Записки паломника», «Из врачебного дневника», «Рассказы».

Социальные проекты

Вы можете принять участие в издательских и социальных проектах

Ознакомиться с проектами
Наши реквизиты

© 2007-2017, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта