Запись на консультацию по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Статьи и интервью » О расстройствах личности (психопатии)

О расстройствах личности (психопатии)

Еще в первой половине XIX века характерологические аномалии описывались как «моральное помешательство» (Д.Причард, 1835). В 1857 году Б.Морель писал, что эти люди «конституционно запятнаны, и это клеймо будет их сопровождать от колыбели до могилы, оно будет тяготеть над всей личностью и давать свое влияние во все эпохи жизни». Идея «нравственного помешательства» сразу заняла господствующее место в изучении особенностей этого психопатологического состояния. Вот основные точки зрения, объясняющие понятие психопатия: Ф.Пинель (1909) – нравственная дезорганизация свободной воли; М.Бенедикт (1895) – нравственное помешательство; Л.Мендел (1902) – нравственное слабоумие; Ж.Причард (1925) – моральные увечия и интенсивная порочность; Е.Блейлер (1896) называл такой тип людей «врожденные преступники»; К.Бирнбаум – дегенеративные фантасты, Л.Арлоу – «сизифов» тип личности. Учение о психопатиях сложилось в недрах русской психиатрии в связи с экспертными заключениями (на судебных процессах в отношении таких пациентов) выдающихся русских ученых-психиатров C. С. Корсакова (1880), В. X. Кандинского (1883) и И. М. Балинского (1884). Описания проявлений характерологической патологии и их клинический анализ в этих заключениях были квалифицированы как конкретное болезненное состояние – «психопатия». Это понятие затем быстро распространилось не только в медицинской, но и в художественной литературе (очерки А. П. Чехова «Психопаты» и Н. А. Лескова «Старинные психопаты» по материалам упомянутых дел и заключений).

Психопатия – это личностная аномалия, которая характеризуется дисгармоничностью ее психического устроения. Критериями психопатии являются: 1) выраженность психических нарушений, приводящая человека к социальной дезадаптации; 2) тотальные изменения всего психического облика 3) относительная стабильность психических особенностей (П. Б. Ганнушкин).

Еще в первой половине XIX века характерологические аномалии описывались как «моральное помешательство» (Д.Причард, 1835). В 1857 году Б.Морель писал, что эти люди «конституционно запятнаны, и это клеймо будет их сопровождать от колыбели до могилы, оно будет тяготеть над всей личностью и давать свое влияние во все эпохи жизни». Идея «нравственного помешательства» сразу заняла господствующее место в изучении особенностей этого психопатологического состояния. Вот основные точки зрения, объясняющие понятие психопатия: Ф.Пинель (1909) – нравственная дезорганизация свободной воли; М.Бенедикт (1895) – нравственное помешательство; Л.Мендел (1902) – нравственное слабоумие; Ж.Причард (1925) – моральные увечия и интенсивная порочность; Е.Блейлер (1896) называл такой тип людей «врожденные преступники»; К.Бирнбаум – дегенеративные фантасты, Л.Арлоу – «сизифов» тип личности.

Учение о психопатиях сложилось в недрах русской психиатрии в связи с экспертными заключениями (на судебных процессах в отношении таких пациентов) выдающихся русских ученых-психиатров C. С. Корсакова (1880), В. X. Кандинского (1883) и И. М. Балинского (1884). Описания проявлений характерологической патологии и их клинический анализ в этих заключениях были квалифицированы как конкретное болезненное состояние – «психопатия». Это понятие затем быстро распространилось не только в медицинской, но и в художественной литературе (очерки А. П. Чехова «Психопаты» и Н. А. Лескова «Старинные психопаты» по материалам упомянутых дел и заключений).

Различают психопатии конституциональные, которые имеют генетические предпосылки; как следствие различных заболеваний, травм головного мозга, инфекций (органические психопатии), и приобретенные или нажитые. Последняя группа психопатий связана преимущественно с факторами воспитания, средовыми и ситуативными обстоятельствами. Хотя среда и воспитание оказывает свое влияние и на первые две группы расстройств. По данным разных авторов от 5 до 10 % населения имеют стойкую личностную патологию. Увы, наша действительность зачастую является «поставщиком» психопатических личностей.

Проблема «нравственного помешательства» довольно долго была в центре внимания и многих отечественных психиатров и юристов (Андрузский, Мержеевский, Дриль, Бошкин, Рейтц). Эти и другие авторы придерживались концепции дегенерации (вырождения). По их мнению, пороки (читай грехи – прим.автора) как болезненные отклонения передавались из поколения в поколение. Дети в таких семьях имели врожденный недостаток нравственных чувств и предрасположенность к моральному уродству. Эти дети, как указывают исследователи, не способны справляться со своими страстями, подвержены непреодолимым импульсам, наклонности их извращены, особенно в половой сфере.  Нравственное чувство у них развито лишь в зачаточном виде или совершенно отсутствует. Среди неблагоприятных факторов особо отмечались: пьянство родителей, аморальная и порочная их жизнь, криминальная среда и т.п. Как пишет В.Я.Гиндикин: «Авторы теории морального нездоровья с самого начала подчеркивали зависимость соответствующих личностных девиаций (отклонений – прим.автора) от неблагоприятных внешних факторов и в генезе (происхождении – прим.автора), и на протяжении жизни».

Первая в мире монография, посвященная описанию психопатий была опубликована в России в 1886 году В.М.Бехтеревым. Он в частности писал: «Лица, страдающие психопатией, не могут считаться душевнобольными в собственном смысле этого слова, но они являются теми странными, загадочными существами, которые чувствуют, мыслят и поступают иначе, нежели здоровые лица, которые нередко уже с детства являются глубоко порочными существами и которые вместе с тем представляют собой верных кандидатов на душевную болезнь». К.Шнайдер писал, что психопат тот, кто из-за особенностей своего характера страдает сам и/или заставляет страдать окружающих. Нельзя не согласиться и со взглядами Е.Кречмера (1934), который утверждал следующее: «Для того, чтобы вскрыть сущность психопатической личности, следует одновременно учитывать наследственные особенности, экзогенные (внешние – прим.автора) соматические повреждения в раннем возрасте и влияние среды». Крупный отечественный психиатр В.А.Гиляровский писал: «психопатами чаще делаются, чем рождаются». О возможности так называемых нажитых психопатий с полной уверенностью писали профессора-психиатры Е.К.Краснушкин, П.Б.Ганнушкин и другие видные отечественные и зарубежные ученые.

И еще. Не следует воспринимать психопатических личностей исключительно как асоциальных персон. Личностная дисгармония проявляется большим многообразием. Среди психопатов могут быть и яркие истерики, и погруженные в себя шизоиды, и постоянно во всем сомневающиеся психастеники и др. Главное в природе всех этих проявлений – устойчивая психическая дисгармония.

Наша действительность отнюдь не способствует психическому здоровью людей и зачастую является, если можно так сказать, психопатической «фабрикой». Социальная напряженность в обществе очень высока. С другой стороны, налицо нравственный кризис. Многие люди оказались в состоянии духовного вакуума. Немало и тех, которые, не имея в сердце нравственных ориентиров, становятся на путь греха. А греховная жизнь никогда и никому не давала душевного мира, радости и спокойствия. Особую тревогу вызывает душевное и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые духовные ориентиры в обществе тяжелым бременем ложатся на неокрепшие детские души. Немало семей можно назвать неблагополучными.  Половина 13-летних девочек и мальчиков в нашей стране уже пробовали алкоголь. Возраст приобщения к курению в Москве снизился до 10 лет у мальчиков и до 12-ти у девочек. Никого не удивишь сегодня тем, что школьники сплошь и рядом вступают в половые связи. Каждый 10-й аборт делает девочка-подросток. Среди молодежи набирает обороты наркомания. Венерические заболевания у подростков, детская проституция, увы, печальные приметы нашего времени. Появились подростки - серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия. Можно заключить, какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают. Испытания для детей начинаются уже с младенческого возраста. Вот строки из письма одной молодой мамы: "У детей украли детство. "Благодаря" телевидению и средствам массовой информации маленькие дети уже знают, что такое секс и как и с кем им можно заниматься. Когда они подрастут, смогут ли понять, что такое любовь? Посмотрите, какие мультфильмы показывают детям. Фильмы безнравственные и невежественные. У нас что, сознательно калечат детей? А какие игрушки продают: ниндзи, пришельцы из космоса, роботы и т. д. Для чего? Что эти игрушки несут детям?" Увы, подобных писем автор этих строк получает немало, и в каждом - боль и скорбь родителей по поводу происходящего вокруг.

Представляет интерес исследование, проведенное департаментами полиции и народного образования в г. Фуллертоне, штат Калифорния (США), в марте 1988. Вот его данные. Основные проблемы в школе в 1940 г.: ученики разговаривают во время уроков; жуют жвачку; шумят; бегают по коридорам; не соблюдают очередей; одеваются не по правилам; сорят в классах. И вот как изменились основные проблемы через 48 лет: употребление наркотиков; употребление алкоголя; беременности; самоубийства; изнасилования; ограбления; избиения. Комментарии, как говорится, излишни. А с той поры минуло уже четверть века и ситуация стала еще хуже. Проамериканский образ жизни вот уже пару с лишним десятилетий  навязывается и нам, и нашим детям. И на Руси активно строят общество потребления. К чему это приведет? Напрашивается неутешительный прогноз. Но вернемся к описанию психопатии.

Психопатия занимает как бы промежуточное положение между психозами и неврозами. Она по некоторым характеристикам «не дотягивает» до психоза (как правило, отсутствуют в клинической картине бред, галлюцинации и другие проявления психоза), но и существенно отличается от невротических расстройств. Также при неврозе имеется связь симптомов с какими-то эмоционально значимыми переживаниями, тревожащими человека событиями и обстоятельствами жизни. А психопат, как говорится, всегда психопат. Конечно, в отдельные моменты его поведение может декомпенсироваться, а в иные периоды жизни наблюдается относительная компенсация, но общий аномальный психопатический фон остается. Если у больного есть совесть и чувство вины – это не психопатия. У психопата, как утверждают некоторые психиатры, нет совести и чувства вины. В лучшем случае, только чувство неудобства от тех или иных проявлений психопатического характера.

Если человек, страдающий неврозом, условно говоря, вредит себе, то психопат своим поведением вредит и окружающим. Безусловно, степень выраженности психопатических черт у лиц, ими обладающих, варьируется индивидуально. Существенно разнится и клиника отдельных видов психопатических расстройств. Так, различают, к примеру, следующие виды психопатий: возбудимая, истерическая, реактивно-лабильная, тормозивная и другие. В прежних классификациях мы могли встретить, например, такие разновидности психопатии: чудаки, фантасты, лгуны, эмоционально тупые, раздражительные, нервозные, депрессивные.

К неблагоприятным факторам, осложняющим течение психопатии относят: алкоголизм, наркоманию и другие химические и нехимические зависимости, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания (также в сочетании с возрастными изменениями).
«Бред поступков» – так еще иногда говорят о психопатическом поведении. В последней психиатрической классификации вместо термина «психопатия» используется термин «расстройства личности».

Лечение психопатии – это длительный, сложный и далеко не всегда эффективный процесс. То же самое можно сказать и о духовной реабилитации психопатических личностей. Однако невозможное человеку – возможно Богу.

Дмитрий Авдеев

 

Новости

Архив
  • 26.06.2017

    Фильм «Матильда» - хула на святого Царя

    Дмитрий Авдеев и сотрудники Центра Православной психотерапии поставили свои подписи за запрет показа антироссийского и кощунственного фильма «Матильда», оскорбляющего чувства православных верующих и оскверняющего образы святых Царственных Страстотерпцев: Императора Николая II и Его умученной Августейшей Семьи.
  • 25.05.2017

    Добрая книга ребенку

    25 мая 2017 года, в Праздник Вознесения Господня, каждому выпускнику младшей школы Православной гимназии в Троице-Лыково города Москвы вручили книгу Дмитрия Авдеева «Венец святости». На имя автора книги поступило благодарственное письмо от руководства гимназии, в котором, в частности, сказано: «Уважаемый Дмитрий Александрович, сердечно благодарим Вас за книгу «Венец святости», предоставленную в дар учащимся нашей гимназии. Книга особенно ценна для нас тем, что представляет собой сборник рассказов о святых, наиболее почитаемых в России. Рассказы о жизни святых изложены кратко и понятно. Язык повествования близок детскому восприятию. От каждого рассказа веет благоговением к святому и любовью к маленьким читателям. Вы не просто описываете наиболее яркие моменты из жития святого, но, как бы включаете читателя в общение с этим святым. Рассказы оставляют светлое, радостное чувство причастности к жизни святого, укрепляют любовь к нему, побуждают читателя обратиться к святому. На наш взгляд, это самая главная задача рассказов о святых. Еще раз благодарим Вас за этот добрый подарок детям».
  • 04.05.2017

    Новые книги Дмитрия Авдеева в Румынии

    В румынском православном издательстве «Eremit» переведена на румынский язык и увидела свет книга Дмитрия Авдеева «Как сохранить душевный мир». Издание содержит избранные интервью автора церковным и светским СМИ.

Социальные проекты

Вы можете принять участие в издательских и социальных проектах

Ознакомиться с проектами
Наши реквизиты

© 2007-2017, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта