Запись на консультацию по телефону
+7 (926) 533-09-09
по будням с 10:00 до 19:00
Главная » Статьи и интервью » Что может врач без Бога?

Что может врач без Бога?

pravoslavie.ru
Сможет ли светская медицина помочь пациенту с душевными проблемами, или, как говорят, душевнобольному человеку, если не будет опираться на учение Церкви о человеке как образе Божием? Об этом и о многом другом мы беседуем со специалистом в области медицинского попечения о душе, практикующим почти 30 лет православным психотерапевтом и психиатром Дмитрием Авдеевым.

– Дмитрий Александрович, какова динамика обращений в период кризиса?

 – Динамика обращений находится в прямой пропорциональной зависимости от обстановки в обществе: чем последняя напряженнее, тем больше людей обращается за помощью, потому что в первую очередь психика испытывает на себе бремя нестабильности. И у очень многих людей она «слабое место». Где тонко, там и рвется. Страх, малодушие, неуверенность в завтрашнем дне. Вера уходит на второй план.

Нужно беречь друг друга, по-доброму друг к другу относиться. Нужно развивать церковно-социальные институты, а кабинетов православной психотерапии в многомиллионной Москве практически нет.

Секуляризация возможна в геометрии, в автомобилестроении, но только не в науке о душевной поддержке, потому что это область душепопечения, и православная психотерапия – это мостик в храм.

Звонок: «Здравствуйте, я нецерковный. Я вообще некрещеный. Вы принимаете таких?» – «Конечно, принимаю». Я понимаю, что его Господь призывает через скорби. Моя работа очень востребована. Иногда это просто катехизация, объяснение вероучительных истин: «Закон Божий» вместе почитаем, что-то расскажу об иконке, о празднике.

Если психиатрия – это в основном биологическая терапия с использованием медикаментов, то психотерапия – лечение словом, душепопечение, душевная поддержка. Ведь люди приходят не за информацией, а за вниманием и сочувствием. Им нужны любовь и искренность.

Мощные обороты набирает сейчас наука о зависимостях – «аддиктология» – как раздел психиатрии. Причем зависимости бывают химическими: алкоголизм, наркомания, а бывают – нехимическими. Нехимические зависимости выросли как грибы после дождя. И интернетомания, и зависимость от телевизора – а душе отвратительно, когда она питается суррогатом.

Типичная ситуация. Юноше 18 лет. Ко мне пришли его мама и тетя, а сам он себя зависимым (больным, если хотите) не считает, к специалисту обращаться не хочет, проблем не видит, но вместе с тем на учебу не ходит, планов не имеет, реального общения практически не имеет, всё подменено виртуальным – это проблема, и социальный ее шлейф трудно переоценить.

А желание находиться и «лайкаться» в социальных сетях, отмечать каждый шаг своей жизни, фотографировать всё на своем пути и выкладывать в интернет? Это вообще что-то новое, и психиатрия только начинает разбираться в пагубности этого стиля жизни. Возникла какая-то новая философия – жизнь вовне, и лишь духовный стержень поможет отфильтровать весь водопад, обрушивающийся на современного человека. Без духовного фильтра можно очень сильно повредиться. Можно стать зомби без телесных проблем, без сердца и без души. 

– В чем разница между зависимостью и увлеченностью? 

– Когда мы говорим о зависимостях, то имеем в виду бесцельное времяпрепровождение. Конечно, книжки и статьи я пишу на компьютере и отвечаю больным на письма по электронной почте. Работой тоже можно увлечься до бессонницы, но все-таки это разные вещи, и во всем нужна иерархия.

Посетители спрашивают: «Когда ходить в церковь? В воскресенье домашние дела, хочется выспаться и т.д.». Могу ответить только словами Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Нужно знать, для чего мы живем, какова цель нашей жизни, тогда это будет нам помогать на какое-то время выключаться, с высоты птичьего полета оценить наши денечки, посмотреть на них.

 – Можно ли просто усилием воли перестать нервничать? 

– Святые отцы говорят, что нервность проистекает от горделивого устроения души.

 – А вы используете в своей практике аскетические приемы?

 – Слово «аскетика» многих пугает, уводит воображение в египетскую пустыню, воскрешает образы преподобных Антония Великого, Макария Великого и других. Это замечательные примеры. Но знание аскетических приемов под силу каждому человеку – развитие помысла, этапы развития помысла: прилог, сосложение, сочетание, пленение. Каждый в свою меру обязательно должен опираться на опыт отцов-аскетов или хотя бы читать сочинения святых отцов, близких к нашему времени: святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, 25-летие канонизации которого недавно отмечалось. Наша вера очень прикладная, и душевный мир невозможен без Христа.

Приходящие люди слышат от меня в ту меру, в которую можно сказать, чтобы не повредить. Но иногда я объясняю какие-то приемы, в частности то, что связано с развитием помысла, рисую схему, показываю, как прилог часто имеет бесовскую природу или коренится в наших страстях и как человек начинает его разглядывать, идти у него на поводу, как рождается мысль, как рождается желание. А что такое силы души? Все эти моменты очень важны и нужны, тем более что мы не можем опираться на светскую антропологию и психологию, потому что светская психология не говорит о грехе, о вечной жизни, о Боге и душе – мы не найдем там себе помощников.

Слава Богу, что сегодня есть (и активно развиваются!) православные антропология и психология. Такие книги, как «Основы православной антропологии» протоиерея Вадима Леонова, «Психиатрия и проблемы духовной жизни» профессора психиатрии Дмитрия Евгеньевича Мелехова (ставшая классикой), «Православная психотерапия» митрополита Иерофея (Влахоса) и другие служат замечательным подспорьем каждый день.

 – Вы практикуете почти 30 лет – это целое поколение. Человек изменился по своей природе за эти годы? 

– 30 лет – небольшой срок, но души стали более запутанными, более сложными, характер обращающихся людей, ситуаций, их конфликты, их неврозы порой не поддаются описанию. 

– Раньше жили по десять человек в одной комнате, а теперь вдвоем не можем ужиться в одной квартире? 

– Причем нас никто не четвертует, не бросает на съедение львам в Римский цирк – мы слова не можем потерпеть! Мы не можем потерпеть немощей другого человека, мы напрочь разучились любить, мы закрыты, мы начинаем огрызаться, возникает одиночество в толпе, внутренняя дебелость, безблагодатность. Особенно это чувствуется в мегаполисе, где порой признаются: «Пять лет хожу в храм – и ни с кем не здороваюсь. И со мной никто». Разве Господь говорил об этом?

Всё упирается в гордость, которая, как царица страстей, возобладала над душами людей. И нетерпимость, и недружелюбность, и скрытность, и недоверчивость, и угрюмость, и неласковость – ее дщери. Гордость – главный катализатор душевных недугов и расстройств. Это хорошо известно, я только подтверждаю всё это каждый день на практике. 

– Тема психиатрии пограничная или нужна всем? 

– На тему душевного здоровья много говорят и пишут, проходят съезды, конференции, но как-то изолированно. На деле с прискорбием вижу глубокое невежество населения, отсутствие культуры в этом вопросе. В народе нет понимания: психология, психотерапия, психиатрия. «Что?! Как?! Лечиться?! Молиться?! Когда?!»

Звонит человек издалека: «Методы официальной психиатрии не помогают. Что предложите вы?» Я говорю: «Но у нас ведь нет каких-то специфических методов, мы говорим о молитве, о таинствах, о молитве сродников, об изменении образа жизни, о стремлении к благочестию». Наша организация называется «Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям».

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится о трех причинах развития психических заболеваний, две из которых носят духовный характер. Это важно. Мы говорим о причине зависимых состояний – это греховная страсть, и нужны личная решимость и помощь Божия. Светская наркология зашла в тупик. Кроме вывода из запоя, снятия абстинентного синдрома (ломки) ничего больше не умели делать, и центры отличались только сервисом оказываемых услуг. Теперь в каждом крупном наркологическом центре, больнице есть домовый храм, часовня, молитвенные комнаты. Духовенство приглашают на конференции, подписаны соглашения с Минздравом, с Наркоконтролем и так далее.

 – 18 июня подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

 – Тема «Православие и медицина» имеет большую предысторию. По постановлению Стоглавого Собора (1551) «лечцы» были церковными людьми, подвластными епископу. Если углубиться в историю, то увидим и монастырский этап развития медицины, в частности психиатрии, и домовые церкви, и сестер милосердия – и множество других прерванных традиций. Надо возвращаться к истокам.

  Александра Боровик

Новости

Архив
  • 20.10.2017

    Новое издание книги «Греховные недуги»

    В издательстве «Духовное просвещение» вышло в свет новое издание книги Дмитрия Авдеева «Греховные недуги. Зависимые состояния» 2017, 176с. Автор книги просто и убедительно рассказывает о духовных причинах алкоголизма, наркомании, табакокурения, различных нехимических зависимостей (игромании, компьютеромании, зависимостях от социальных сетей, телевидения и др.). Предлагает различные рекомендации, основанные на православном понимании этих недугов. Первое издание книги было выпущено в 1999 году. В 2017 году читателю предложено уже 7-е издание (дополненное, переработанное). Кроме русского, книга «Греховные недуги. Зависимые состояния» издана на румынском языке, а главы из нее – на многих иностранных языках. Книга вышла большим тиражом – 20000 экземпляров и будет распространяться безвозмездно. Благословил издание книги и оказал большое содействие в осуществлении этого проекта схиархимандрит Илий (Ноздрин).
  • 25.09.2017

    Благодарим за святые молитвы и помощь!

    В сентябре этого года Дмитрий Александрович заболел и перенес сложную операцию. Сейчас доктор Авдеев проходит восстановительную терапию, и состояние его улучшается. Лечение еще потребует немало сил и времени. Мы от души благодарим всех, кто молился, присылал письма, смс, звонил, присылал денежные переводы. За всех мы молимся поименно, подаем записки в храм. Спаси и сохрани вас Господи! В октябре, если Господь благословит, мы начнем понемногу записывать к доктору Авдееву на личный прием и на скайп-консультации.

Социальные проекты

Вы можете принять участие в издательских и социальных проектах

Ознакомиться с проектами
Наши реквизиты

© 2007-2017, Официальный сайт Дмитрия Авдеева
Материалы сайта могут использоваться только с личного разрешения Дмитрия Авдеева и со ссылкой на источник. e-mail: daavdeev@yandex.ru

  • Яндекс.Метрика
  • Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

  • СОКОЛ - Создание сайта